Больше рецензий

skorkin

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

8 сентября 2011 г. 20:30

216

5

Дочитал биографию Лавкрафта, которую написал Спрэг де Камп. Надо сказать, что книга значительно скоррректировала моё представление об Эйч Пи. Я воспринимал его более болезненным и декадентским персонажем. Скажем, я почти уверен был, что неотвратимость, которая преследует его героев, мотив дурной наследственности, родового проклятья, были порождены страхом Лавкрафта перед унаследованным сумасшествием родителей, боязнью неотвратимого сползания во тьму психического расстройства. Однако Спрэг де Камп демонстрирует нам вполне психически здорового человека, безусловно, склонного к чудачествам и визионерству, провоцируемых высоким уровнем интеллектуального развития, затворничеством, "книжным воспитанием". Психиатрические проблемы его родственников мало занимали воображение Лавкрафта, хотя себя он считал в молодости больным нервным недугом (речь шла о психосоматике и действительно нескольких экзотических расстройствах, типа странного температурного режима тела, от холода писатель мог потерять сознание). В общем, моя теория в целом оказалась несостоятельной.

Но мотив обреченности ведь из рассказов Эйч Пи никуда не делся, что же так угнетало писателя всю жизнь? Де Камп дает ответ достаточно простой и емкий - Лавкрафт всю свою недолгую жизнь страдал из-за диссонанса между своим идеальным образом эстетствующего бездельника, "джентльмена-рантье" и реальностью, в которой он был бедным сочинителем историй для журналов в мягких обложках. Лавкрафт сознавал свою несостоятельность, но готов был скорее "не состояться", чем играть по правилам мира. Он был блистательным неудачником, как это не печально сознавать. Творчество он воспринимал исключительно как праздную забаву джентльмена, однако, не имея дохода от ренты, подобно его кумиру лорду Дансени, был вынужден зарабатывать на жизнь "писателем-призраком", редактируя и переписывая чужой графоманский бред. Этот мотив ужаса перед жизнью, проклятия, которое нельзя преодолеть, когда попытки вырваться (женитьба, путешествия, издательские прожекты) лишь оборачиваются новым витком мучения от несоответствия идеального и реального Де Камп назвал бесом противоречия. Он и прорывался на страницы произведений Лавкрафта.

Однако, вынося строгий приговор своему герою, де Камп в итоге приходит к выводу, что если бы в конце концов кому-то бы удалось излечить Эйч Пи от его демонов, то вряд ли бы он стал тем сумеречным гением, которого мы, собственно и любим. Велика ли цена, которую заплатил Лавкрафт? Лично я думаю, что нет.