Больше рецензий

28 июля 2019 г. 17:58

660

3 Кот СПАСЕНИЯ для книги – есть ли он?

Всем привет! Я очень-очень долго хотела прочитать книгу моей землячки, которая победила в детском конкурсе «Книгуру-2017», поскольку я очень гордилась, что Новосибирск засветился, тем более его жительница одержала победу на престижном конкурсе!

Краткий сюжет истории:

Не смотрите в глаза белому коту. Стоит лишь на десять секунд задержать взгляд на этих глазищах-тарелках - и вас забудут свои и перестанут замечать чужие! Исчезнете из соцсетей, из школьных списков, из памяти собственных родителей - и станете человеком-невидимкой. Гоша не верил в эту городскую легенду, пока белый котяра не перебежал ему дорогу. Мальчишка заглянул в бездонные кошачьи глаза - и лишился всего: друзей, школы, родного дома. Но оказывается, не он один попал в такую беду - несчастные уже объединились в большое сообщество и вместе ищут выход из положения. Вот только кто-то из них обитает в Доме Забытых уже полтора десятка лет…


И вот, счастью моему не было предела: я смогла взять книгу в библиотеке). Оформление книги: иллюстраций всего две, в начале каждой истории («Кот забвения» и «Земляника для русалки»). Поля в книге большие, шрифт крупный, так что я прочитала её очень быстро. И честно скажу, ожиданий было больше. История, как по мне, хоть и интересная, но очень слабая: Антонине не удалось органично поместить сказку в 21 век. Вся эта сказочная атмосфера с котом, старой ведьмой, волшебным фонарём и чудо-спичками выделялась на фоне заснеженного городка, серых зданий и безликих жителей. Так и вертелась мысль в голове: «чудо и сказка – отдельно, суровая реальность – отдельно». Всё вместе не удалось автору совместить удачно: не вышло суперзахватывающего городского фэнтези, которому веришь с первой строчки! Вот Виктория Ледерман смогла в своей книге «Календарь ма(й)я» отлично описать мистику проклятья индейцев и передать переживания, настроения подростков 21 века вместе с привычными атрибутами реальности (Интернет, мобильники и прочее). У Виктории в результате получилась идеальная мистично-реалистичная книга, как бы странно это не звучало. Антонина Малышева написала детскую сказку, волшебными атрибутами которой являются: кот, старая ведьма, . Что из 21 века? Наличие у детей соцсетей, телефона. Ну и Гоша – мастер логических игр. Вот впервые вижу описанную в книге пользу от интеллектуальных игр, отличных от знакомых всем шахмат, это здорово и плюсик автору)

Но не сумела Антонина Малышева написать реалистичную сказку, увы. Хотя есть элемент кольца, повторы действий, и все детали оказались важны в сюжете. Мне кажется, проблема ещё в том, что стиль повествования очень сумбурный и отчасти слегка пафосный. Автор не вводит новых героев и магические детали истории плавно и постепенно, кот ра! – и заговорил, два! - и волшебные спички возникли в произведении. История рассказывается с эмоциональным накалом, в финале истории тоже страсти кипят нешуточные, а потом наступает банальный хэппи энд. А как же сложности, с которыми столкнулись бывшие забытые?! Вжух – и всё наладилось! Чудеса, да и только. Но выглядит это всё очень по-детски и наивно. Я даже была в шоке, что автор книги – филолог по образованию! Но потом нашла сведения, что писала она эту сказку, когда училась в школе, «в стол». Да, это отчасти, объясняет «угловатость» произведения.

Также отмечу большим плюсом философский подтекст истории: не мсти, не злись на мир, а иди навстречу своим обидчикам с добрыми намерениями. С такой жизненной позицией живёт глава общества Забытых – Дед, устраивая в городе ежегодный День Добра; а также Гоша с Ульяной, которые надеялись с помощью добра остановить злодеяния кота. Вот единственный положительный момент во всей истории.

Что можно сказать о второй истории в сборнике? Сюжет:

В сборник под названием "Кот забвения" вошла также повесть "Земляника для русалки" - пронзительная не то сказка, не то реалистическая повесть о мальчике Веньке. Его забрали из детдома в новую семью - да такую, что напоминает она скорее картинки из сборника сказок, чем настоящих людей. Но сказочный быт отнюдь не означает сказочную жизнь…

Причина моего недовольства такая же, как с «Котом забвения»: сумбурно, пафосно (много предложений с восклицательным знаком) и нелогично. Вот хотя бы такой пример: диалог родителей и Вени в детдоме.

- А сколько тебе, Веньямин, лет?

- Девять.

Тот почему-то обрадовался, говорит жене:

- Вот видишь, девять!

Я сначала, блин, решила, что пацана на органы хотят забрать с таким подходом) Но прикол в том, что пропавшему сыну родителей тоже было девять лет… Чёрт, ну если девятилетний возраст - не самый удачный для вашей семьи, нафига вы взяли девятилетнего Веню?!

Но героини-русалочки мне понравились, они интересные) И очень реалистичные, автор их хорошо прописала. Здесь сказочный накал не раздражал, не казался чужеродным. Эта история, н мой взгляд, удалась Антонине лучше, но философия здесь слабовата: как-то не убедительным звучит ответ Аконьки, почему она смогла стать человеком, а остальные русалочки – нет.

Каков итог? Я разочарована тем, что эта книга стала победителем конкурса. Книги Жвалевского и Пастернак, которые не раз отправляли свои работы на «Книгуру», гораздо лучше по качеству! Даже их сборник школьных историй «Шекспиру и не снилось!» на порядок выше, нежели «Кот забвения». Работы Нины Дашевской, Виктории Ледерман гораздо сильнее, нежели книга Антонины Малышевой. Да, всё-таки котики рулят миром, и наш хвостатый герой стал котом спасения для этой книги.

Прочитать второй раз книгу желания нет, к сожалению.

Источник