Больше рецензий

Hexfire

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

6 сентября 2011 г. 18:29

67

4

Как неоднократно упоминалось, книга и в самом деле посвящена теме свободы. Но как писал в своё время Юлиус Эвола (и, кажется, до него писал ещё и Ницше), существует два типа свободы: это «свобода от…» и «свобода для…». Данный роман иллюстрирует тип человека, «свободного от…», но не знакомого с экзистенциальным статусом «свободы для…» — человека, который свободен, но который не знает что делать со своей свободой. Кролики, как назвал их Кизи, которые сидят в клетке, не потому что их там держат, но потому, что, ощущая беспомощность перед лицом бытия, скорее предпочтут добровольное затворничество, нежели свободу для Жизни — жизни, с которой они не готовы встретиться. Вопрос, безусловно, интересный. Макмерфи представляет собой человека, чьё бытие и чья свобода абсолютны. Обращаясь к своим приятелям, относящимся (на момент его прибытия) к типу «свободных от…» и подставляя их под эманации Бытия, он сталкивается с опытом, который исходит из глубинного экзистенциального статуса этих людей и сводится к внутренней силе и готовности принять «свободу для…». Проблематика книги, вопреки впечатлению, которое может сложиться, на мой взгляд, заключается вовсе не в раскрытии своей свободы, но в том, чтобы став собой, не потерять себя и не дать потерять себя другим. Готов ли человек к «свободе для»? Готов ли абсолютный человек, который стремится разбить несвободу другого, столкнуться с тем, что того постигнет беда? Способен ли он увидеть потенциал и предупредить беду? Должен ли он, или же его миссия состоит лишь в пробуждении готовых к свободе? В ответе ли человек «за тех, кого приручил»? Каждый ли нуждается в этой свободе?
Книга оставляет гораздо больше вопросов чем ответов.

Комментарии


*Post-Scriptum
..вспоминается одна легенда об архатах. За движимых по пути попросили перед Манджушри (?), после чего те архаты массово переродились в адах. На вопрос "чё-почём-зачем", Манджушри объяснил, что иначе бы процесс их достижения развивался значительно дольше.

Я к тому, что, возможно, в этом искаженном мире нет в принципе ничего, что могло бы как-то оправдать выбор несвободы, - нечего тут щадить, нечего. Сомнения суть форма неведенья.


— «нечего тут щадить, нечего.»

Соглашусь в целом. Однако мне всё же видится данная проблема более сложной. Каждый когда-то был глуп, невежественен или же просто загнан. Можно сказать, что задача освободившегося суть апариграха, непривязанность к результату, то есть культивация действия как такового, несение света вопреки. Но является ли такой подход приемлемым в нашем мире, в мире, который полностью десакрализован и прочее-прочее…
Не нужно идти далеко — обращаясь даже к более простым вещам данное отношение обнаруживает свою несостоятельность. Невежество, непонимание, непринятие, и в итоге — социальная изоляция; вот то - и это лишь малая часть - что ожидает просветителя сегодня, если он не придает значения упомянутым выше вещам.
Психологизм недостаточен, но полное его нивелирование не входит ни в одну традицию, ни в одну философию, ни внешнюю, ни внутреннюю. И на то есть определенные основания.
Выбор несвободы, безусловно, не может быть оправдан. Однако, возвращаясь к началу…?
Приговорить или спасти (1), сознателен ли выбор (2), — вот в чём вопрос.