Больше рецензий

23 июля 2019 г. 14:25

358

4

Я за что люблю "новодраматические" пьесы, так за всегда просветляющую мысль в них. Есть что-то волнующее и устрашающее, что-то, что оставляет предгрозовое предчувствие, в первых, еще совсем слабых, но целеустремленных огоньках модернистского творчества (тут важно различать модерн и модернизм).
Бьёрнсон - настоящая "сигнальная ракета" (А.Стриндберг) на зеленеющих скандинавских пустырях. Начиная с исторической "Марии Стюарт", он сам проторил себе путь к новому чуду, тому, что, казалось, свыше наших сил, но вот-вот нагрянет. Ведь вспомнить "Сунневе Сульбаккен" - идиличную пастораль с идеализированными сельскими героями (типичными Есенин/Жуков, если уж не сдержаться и вкрапить соционику). Повесть, которая даже не канон-романтизма, а самое что ни на есть , настоящее творение сентиментализма. Как, например, идилично-плаксивая "Маруся" у Г. Квитки-Основьяненка, или как "Бедная Лиза" Карамзина и т д. Настоящая соционическая зарисовка: две противоположности воспылали чувством, и вот, милая хорошая девушка своей добротой и наивной невинностью наводит на пусть истинный парня, у которого хулиганство в костях заложено. А как изветсно, что в костях заложено, того из мяса не выбить. И охраняет его камень. Нет, не проклятый, не заколдованный, не украденный из под желтого пуза дракона, а какой поднял, тот и охраняет. Есенка добродетельна, камень выброшен в капустные грядки, и жили пастушка со свинопасом, оловянный солдатик с балериной, не как в историях сказочно правдивых, а по-справедливости, значится, долго и счастливо.
А в пьесе "Свыше наших сил" правым оказался не кто иной как Золя, со своим трактатом про натурализм в театре. Никакой магии, восклицает он! Никакого чуда и волшебства на сцене! Никакой платформы 9 и 3/4!! Жечь таких на костре забытья, а Гюго первого!
Ибо вы - немые ягнята, глязеющие на трескающихся от еды богачей, которые рукоплещут любовным пьесам, пока каменщики с полотен Курбе, тупыми кирками и по сей день лупят скалу, как орел печень Прометея. Каждому из вас имя Нора, ибо вы, слепы, ибо не мыслите. Все вы живёте в мире, имя которому "дом, где разбиваются сердца".
Это пьеса отрезвляющая. Потому что чудо не случается, даже если в него очень верят. Потому что бывает, гора не сдвинется с места, даже если надеяться всем сердцем. Вот о чём говорит Бьёрнсон. И это печально, но, увы, такова жизнь, а в ней довольно много того, что свыше наших сил.

Комментарии


Боже, я и про себя то не с первого раза выговорил имя и фамилию автора))

на зеленеющих скандинавских пустырях.

Хороший образ... как и вступление в целом.
Иногда за Есенина обидно в соционике: он ведь очень сложная личность...

две противоположности воспылали чувством, и вот, милая хорошая девушка своей добротой и наивной невинностью наводит на пусть истинный парня, у которого хулиганство в костях заложено. А как изветсно, что в костях заложено, того из мяса не выбить.

Вроде старая как мир история... но как по разному каждый раз она повторяется на новом витке истории.
Помню, читал Роман с кокаином Марка Агеева, и там вот тоже девушка, точнее, женщина, старше студентика, вела его к свету и добру... Да уж, в костях заложено хулиганство и стремление к темноте.

И это печально, но, увы, такова жизнь, а в ней довольно много того, что свыше наших сил.

Вспомнил грустную очень мысль Камю. В своих дневниках он вспоминает строчку Достоевского: жизнь нужно полюбить прежде её смысла.
Ага, шепчет пером на бумаге Камю, а если жизнь теряется, что нам до её смысла?


Боже, я и про себя то не с первого раза выговорил имя и фамилию автора))

О скандинавские имена! Сама удивляюсь как они живут с этим :) Но Бьёрнсон мне полюбился даже больше Ибсена.

Иногда за Есенина обидно в соционике

Вам вот обидно, а мне с этим жить :))
Я не читала Роман с кокаином, но читаю вторую трилогию Робертсона Дэйвиса. И мне безумно понравилась его интерпретация того, "что в костях заложено". Автор сам литературовед, ректор Мэсси колледжа и во многом его роман это университетский роман. Персонажи-господа-профессора-учёные часто бросаются в софистические рассуждения и наверняка злоупотребляют трюизмами, но есть там толкование двух эфирных существ - ангела-хранителя и даймона. Знаете, ведь генетика правда сильна (у меня, например, когда почерк сформировался, он стал как у бабушки! Отличается, конечно. Вот например вздернутым вверх хвостиком буквы "д", но основа та же). Это мелочный пример, но сейчас именно эта мысль появилась.
Ага...Дэйвис. Он нивелирует эту теорию о костях предков и говорит о том, что заложено в человеке что-то высшее, то, что могущественнее телесной, готовой в любой миг рассыпаться в прах, основы. Он привлекает астрологию и, наверное, это что-то о подлинном предназначении. Вот именно оно заложено в костях. И это высшее всегда в борьбе с тем, что запечатлено генетикой. Сейчас поищу фрагмент.
Нашла. Это история о Фрэнсисе Корнише, который мастерски подделывал картины. Так, что их даже самые мудрёные эксперты принимали за ископаемое эпохи Возрождения или Средних веков.

— Значит, ты бился за него до конца, брат, — сказал Цадкиил Малый.
— Это еще не конец. Фрэнсис порой не слушался меня, но я по-прежнему повинуюсь приказу, — ответил даймон Маймас.
— А тебе приказали сделать его великим или хотя бы интересным человеком?
— Да, и посмертно он станет и великим, и интересным. Не сомневайся, мой Фрэнсис был великим человеком. Он не умер дураком.
— Однако и тебе пришлось потрудиться.
— Как всегда. Люди всюду лезут и все путают. Отец Девлин и Мэри-Бен со своей святой водой и одноствольным состраданием. Виктория Камерон с этим ужасным стоицизмом, замаскированным под религию. Доктор с его невежественной наукой. Вообще все невежды, убежденные, что их представления о мире — вершина человеческого познания.
— Но я полагаю, про них всех можно сказать, что они заложены у Фрэнсиса в костях.
— Они! Как ты мог сказать такое, брат? Конечно, мы с тобой знаем, что это всё метафоры. Да мы с тобой и сами метафоры. Но метафоры, что изваяли жизнь Фрэнсиса, — это Сатурн, решимость, и Меркурий, творец, шутник, трикстер. Мне приказали проследить за тем, чтобы они, Великие, были заложены в костях у Фрэнсиса и чтобы их никак нельзя было выбить из его плоти. И моя задача еще не завершен.

Мне очень понравилось! Вечная борьба и вечное противостояние земной пыли и высшего эфира.

Ага, шепчет пером на бумаге Камю, а если жизнь теряется, что нам до её смысла?

Мне отсутствие смысла всегда напоминает 20-е и особенно Хемингвэя. Не дословно, конечно, но было что-то про то, что не так уж важно, что такое мир, важнее знать, как во всём этом вообще жить. И где взять на это силы. Или, естественно, мне нравится "Отчаяние" Набокова. Где-то мелькнуло про то, что "мир, знаете, дерьмо". Достоявсий сказала замечательно! Красиво, умно. Но как полюбить, когда солнце восходит, а вместо жизни и вместо смыла только дымка фиесты и пустота, размером с Висконсин?