Больше рецензий

5 июля 2019 г. 16:15

439

4.5 "Интересно, кто в этом доме читает «Лунатиков»?"

"В центре заключительного романа "1918 - Хугюнау, или Деловитость" - грандиозный процесс освобождения разума с одновременным прорывом иррациональности мира".
Ну, допустим, "иррациональность мира" прорвалась ещё за четыре года до начала действия романа. А разум освободился, это правда, от совести и ненужной чувствительности. В принципе, можно было начинать читать "Лунатиков" с третьего тома, именно здесь - квинтэссенция главной идеи романа, именно здесь происходит всё самое интересное и говорится самое важное (примерно треть повествования занимают интермедии с размышлениями автора об упадке традиционных ценностей, еще четверть - история девушки (Мари, бывшей шлюхи) из Армии спасения в Берлине, остальное - "бизнес-приключения" дезертира Хюгану, ради личной выгоды готового на обман и даже убийство). В третьем томе даже авторский стиль меняется, становится проще, понятнее, несмотря на раздробленность повествования. Предыдущие две книги, что бы не утверждал Герман Брох в послесловии, необязательная предыстория, факультативные подробности того, как вышло, что романтика и анархия так глупо и легко проиграли предприимчивости. Постаревшие фон Пазенов и Эш ничего не могут противопоставить деловитому, современному, рациональному и... безумному Хюгану. Хотя Пазенов и Эш тоже безумны, но иначе. Хюгану победил, он добился всего, к чему стремился, но у читателя нет сомнений: он также одинок и несчастен, как и те, кто был до него. Может быть, только чувствует своё несчастье не так остро? "Даже в книжных романах не возвращается мода на чувства".

Книга прочитана в рамках 12-ого тура "Игры в классики"