Больше рецензий

boservas

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

4 июля 2019 г. 16:53

10K

5 Толстой как Нострадамус истории СССР

По моему мнению, это самая главная и самая Великая книга Алексея Николаевича Толстого. Нет, ни "Хождение по мукам", ни "Петр Первый", ни "Граф Калиостро", а именно "Приключения Буратино".

В детстве я считал эту книгу смешной приключенческой сказкой, населенной очень яркими и колоритными героями, но сегодня, начитавшись всяких антиутопий разных Оруэллов, Платоновых, Хаксли и Замятиных, я вдруг остро осознал, что старая сказка советского классика при определенном рассмотрении может претендовать на то, чтобы встать в один ряд с признанными шедеврами этого жанра.

Это Великая книга о Великой мечте. Хотя, мечта здесь не одна, их несколько. Так, главные антагонисты сказки - Буратино и Карабас мечтают о прекрасном театре будущего, куклы (всякие Мальвины, Пьеро и Артемоны) мечтают об избавлении от угнетения, папа Карло мечтает о счастливом будущем своего сыночка, Алиса и Базилио мечтают о чужом богатстве.

Но с чего всё началось? Началось с отца-основателя и этим основателем был никакой ни папа Карло, хотя, по идее, звучное имя Карло подтверждает такую версию, но не забывайте, что Толстой писал сказку в те времена, когда кукольным театром заправлял Карабас-Барабас, поэтому он намеренно всё запутал, чтобы тот ни о чём не догадался. Поэтому и действие перенесено в Италию (а не потому что это родина некого Пиноккио), потому и отец-основатель поименован - Джузеппе Сизый Нос.

Хотя, на самом деле под его личиной скрывается сам Карл Маркс, именно он нашел то полено, которому предстояло выйти на главную сцену кукольного театра истории - пролетариат. Вот его он и передал своему последователю, получившему в честь основателя имя Карло, но это ни Карло, это - Владимир Ильич Ленин, который из полена-пролетариата выточил Буратино - советский народ.
383
У папы Владимира Ильича была каморка - полное собрание сочинений, в которой была потайная дверца в театр будущего - в коммунизм. Но, чтобы играть в этом театре Буратино-советскому народу нужно было ликвидировать безграмотность, о чем говорила и старая русская интеллигенция в виде сверчка перед тем, как отправиться в эмиграцию.

И Буратино пошел было учиться, но коварно завладевший ключом от коммунизма - Карабас-Барабас, он же Иосиф Виссарионович Сталин, организовал свой вариант театра-коммунизма, который назывался ГУЛагом, и где он истязал несчастных кукол - интеллигенцию (Пьеро-Пастернак), бывшую аристократию (Мальвина, у которой волосы и кровь были одинакового цвета), духовенство (пудель Артемон - тонкий намёк на то, что духовенство было в услужении у аристократии).
384
Та же участь ждала и советский народ-Буратино (слившиеся воедино пролетарии с крестьянством), Сталин-Карабас уже подвесил его на гвозде, но не воплощенная мечта ленинского-папакарловского коммунизма заставила его передумать, реабилитировать Буратино и даже вручить ему пять золотых, символизирующих передовую промышленность, развитое сельское хозяйство, мощный ВПК, покорение космоса и планетарное лидерство в области балета.

А потом пришли Чубайс и Гайдар в рубищах лисы Алисы и кота Базилио, с ними был еще петух-дурак-главнокомандующий в образе которого легко узнаваем Михаил Сергеевич Горбачев. Они ловко воспользовались длинным носом Буратино, он же его совал куда ни попадя, демонстрируя невероятное любопытство, вот ему и подсунули сначала всякие голоса типа "Голоса Америки" и "Свободной Европы", а потом передачу "Взгляд" и газету "Аргументы и факты". Эта "команда" уверенной рукой перестроила мышление Буратино и повела его в Страну Дураков, прямо на "Поле Чудес". Там, на"Поле Чудес", Буратино зарыл всё, что оставил ему Карабас-Сталин: передовую промышленность, развитое сельское хозяйство, мощный ВПК, покорение космоса и даже планетарное лидерство в области балета, особенно после того, как сбежали Нуриев, Барышников и Годунов.
385
Чубайс и Гайдар забрали всё это себе, дав Буратино взамен ваучер, правда, в сказке про это не написано по той причине, что этот ваучер ни хрена не стоил.

На этом предвидение Толстого пока заканчивается, потому что в сказке Буратино и его исторические попутчики таки открывают каморку, в которой прячется коммунизм и строят общество будущего, но у нас - в исторической реальности - этот момент пока не настал и не ясно настанет ли когда-нибудь. Тем более, что главная претендентка на роль Тортиллы - Валерия Ильинична Новодворская - умерла, так и не передав никому ключ от каморки. Что ж, будем ждать, в хорошей сказке всё должно закончится хорошо.

Очень прошу тех, кто дочитал до конца, не воспринимать всего сказанного всерьез, я же предупредил, что это следствия чтения Замятина и Платонова, а в большей степени их высоколобых комментаторов. Если из текстов тех - первых двоих - можно делать широкомасштабные обобщения и выводы, почему нельзя их сделать из текста Толстого?

1 2

Комментарии


Позвольте, но кто же тогда Энгельс? )


По одной из версий - брат Манифеста, но я думаю, Толстой просто решил обойтись без него. Хотя, поскольку у Джузеппе был Сизый нос, значит, кто-то его всё время поил. Наверное, Энгельс остался за кадром :)


Допустим ) А вот с котом, лисой и петухом трудно придумать возражение, тут действительно попадание 100%.


Дуремар, видимо :)


Интересные у Вас фантазии! )))


картинка Ludmila888

картинка Ludmila888


На идею этой рецензии меня как раз навела тождественность наивности Буратино и советского народа эпохи перестройки, к которому я тоже принадлежал :)


Я в связи с Буратино всегда вспоминаю МММ))) Помните? Несите ваши денежки, заройте ваши денежки))). Буратино - это и правда, наивный народ...


Вот правда взяли книжку Толстого и развели нас, как Буратино))), оставили только три корочки хлеба...


Спасибо за последний абзац... А то я уже санитаров хотел вызывать...


Дуремара Вы как-то обошли вниманием...


Действительно, забыл помянуть Никиту Сергеевича Хрущёва...


Смешно. Лучше всего, по-моему, Новодворская-Тортилла!


Интересно было почитать! А в советском мультфильме "Чиполлино" вообще коммунизм строили своими руками, хотя там, конечно, слишком явные отсылки :)


Знакомый рассказывал, что в детстве у него была пластинка "Золотой ключик", которая заканчивалась... А вот и нет, не открытием театра! Потому что вся эта итальянская гоп-компания во главе с Папой Карло нашла... воздушный шар, села в него - и полетела в страну, где всё справедливо, бесплатно и т.д. В СССР. Как хорошо, что у меня была другая пластинка - в ней все роли исполнял Николай Литвинов.


был советский фильм, в котором за куклами в конце прилетал летучий корабль, командиром там был чувак с усами и трубкой. и увозил их в волшебную страну под соответствующую песню (https://www.youtube.com/watch?v=D2xfdv1DkhA). может, у знакомого пластинка была на основе этого фильма?


Смешно )) Надо спросить ))


подозреваю, что пластинка была на основе не книги, а пьесы того же автора. найдите текст и посмотрите финал. ручаюсь, будете удивлены :)


Даже не знала о существовании пьесы. Спасибо! ))


не за что! я её читала в детстве, в жёлтом десятитомнике Толстого, запомнился как раз "альтернативный" финал :))


Под столом.)))


Замечательная рецензия, мне такое и в голову бы не пришло)

1 2