Больше рецензий

AlyaMaksyutina

Эксперт

отзовик-не-затейник

30 июня 2019 г. 20:44

3K

4

Был такой период в жизни, когда я в больших объёмах читала эзотерическую литературу. Ох, сколько же дребедени попало в мою голову. И всё же эти книги натолкнули меня на размышления о душе, о жизни, о смерти. Не помню, сколько мне было лет (точно где-то до 14) когда я впервые узнала о сеансах гипноза, позволяющих путешествовать в свои прошлые жизни. Именно тогда я для себя раз и навсегда решила, что существование души - факт. А уж вечно она там существует и перерождается, или цикл всё же конечен; что будет, когда она перешагнет определенный порог и эволюционирует, или что будет, если перерождения ведут к регрессу - все эти вопросы до конца жизни не дадут покоя. Тем интереснее жить!
Поэтому-то мне интересная была история Даррела Стэндинга - межзвёздного скитальца и "неисправимого" заключенного тюрьмы Сен-Квентин. Перед нами не невинный человек, и в тюрьму он попал не случайно. И всё же он не вызывает ненависти и отторжения, потому что никого не убившие стражи тюрьмы гораздо страшнее и отвратительнее. Лондон симпатизирует заключенным чуточку больше, чем мне бы того хотелось. Видимо, так на него повлияло месячное пребывание в тюрьме. Плохи и отвратительны все - надзиратели, чиновники, журналисты, обыватели. Все, кроме заключённых, конечно, исключая доносчиков, работающих на систему автором презираемую. Это немного сбивает с толку - так недалеко и до мысли, что тюрьмы вовсе не нужны. Они только не должны быть местом пыток и истязаний. Жестокость не может исправить человека, она может только озлобить его, выгрызть всё хорошее. Несмотря на все ужасы, что творили с героем (и с другими заключёнными), почему-то читая, не испытывала жалости. Видимо, перед писателем такая задача и не стояла. Хотя, фокус по большей части направлен на "настоящее" - на преодоление и тяготы, на осознание им предыдущих воплощений; тюремная часть мне понравилась меньше, чем рассказы о его "межзвёздных" путешествиях. Подробно он останавливается только на неординарных жизнях (кстати, не придуманных, а реальных), и все они иллюстрируют красоту силы духа. Ни смирительная рубашка, ни стены одиночки, ничто не может помешать, свободному духу возвращаться во времена Дикого Запада, в далёкий Чосон, во времена жизни Иисуса, в миры далёкие и близкие. Вот только я не увидела понимания героем его предназначения. Он пишет об эволюции духа, но в чём она проявилась? В конечном итоге, один из умнейших узников тюрьмы, как он о себе пишет, дошёл до того, что вся ценность полученного им опыта только знание о нём. Стэндинг свёл всё к тому, что прекрасная женщина его рок и судьба. Слова-то может и красивые, но на объяснение совсем не тянут. Ярость, - про которую он так часто пишет - вот с чем ему нужно бороться. Вот в чём развитие его духа, кмк. Стойкость он воспитал лишениями всех предыдущих жизней. Здесь же - хождение по кругу. Тот мужчина, что гордился своим отречением от мирского, материального, думающий о скором конце, о своем месте в царстве Б. и тот, кто гордится, лёжа на тюремном полу, своим исключительным знанием, презирая других - не просто одна душа. Это замершая в развитии душа. Это настолько очевидно, что презрение должны вызывать не глупцы, ничего не знающие, а человек, который знает и видит, но почему-то не понимает.
Если б эта книга попалась мне в четырнадцать, наверное, понравилась бы больше. Сейчас я слишком испорчена великим множеством книг о реинкарнации, так что, мне нужно немного больше; это, несмотря на все её хорошести: философию, приключения, талант Джека Лондона. Вот про главного героя однозначно не могу сказать, что понравился. Прямо скажем, он далеко не образец морали, однако, морализаторствует как заядлый проповедник, зачастую повторяя одно и то же. В целом мне понравилось, но чем больше о книге думаю, тем больше спорных моментов вижу.

P.S. Стихотворение Уильма Вордсворта потрясающее.
P.P.S. Когда читала размышления Даррела Стэндинга о женщине, почему-то вспомнилась песня Йовин "Он и Она".

Прочитано в рамках игры "Кот в мешке".