Больше рецензий

moorigan

Эксперт

О да, я эксперт!

29 июня 2019 г. 21:50

2K

2.5

Вот уж чего не ожидала, так это того, что Линдквист подведет. После двух прочитанных у него романов - "Впусти меня" и "Блаженны мертвые" - я относилась к нему как к эталонному скандинаву: увлекательный сюжет плюс острая социалка плюс непередаваемая мрачная атмосфера. Но в "Человеческой гавани" ничего такого нет, этот роман можно было бы отнести к проходным триллерам, но даже в таком ключе он выглядит откровенно слабо.

В книге два основных персонажа: Андерс, сын рыбака с маленького острова, и Симон, знаменитый в прошлом фокусник и второй муж бабки Андерса Анны-Греты. Оба пытаются разобраться в зловещих событиях. Андерса мучает вопрос, что же на самом деле произошло с его без вести пропавшей дочерью Майей. Симон занимается более глобальными проблемами - что вообще происходит на этом проклятом острове, где так часто исчезают или сходят сума люди, а моря боятся даже рыбаки.

У Линдквиста был беспроигрышный сеттинг - маленький остров, где все друг друга знают и где ни один секрет не может быть секретом, ибо хранится сообща и оберегается лишь от пришлых. Тяжелый быт рыбаков, история семьи Анны-Греты плюс флэшбеки в истории других семей с острова, и все это на фоне зловещих событий - чем не идеальный скандинавский роман? Но что-то пошло не так. Над всей книгой витал устойчивый дух Лавкрафта, разрушая специфическую атмосферу. Но даже лавкрафтовские элементы - договор жителей с морем, нечто, обитающее на глубине и тэдэ - можно было органично вплести в канву повествования. Здесь же этого опять не случилось. Получилась сумбурная мешанина из различных линий, которые по логике должны были переплетаться между собой, а на деле мешают друг другу увлечь читателя. Сначала мы читаем про молодость Симона и его личный договор с морским дьяволом, потом про Анну-Грету и ее жизнь во время войны, потом про детство Андерса и подростков-аутсайдеров, потом про исчезновение Майи, потом перепрыгиваем в настоящее, все это время происходит какая-то чертовщина, нагнетается жуть, но читатель уже так запутался, так устал от постоянной смены картинки, что по-настоящему испугаться и попереживать за героев у него не получается.

Более того, когда я закрыла книгу, то не смогла ответить на главный для себя вопрос: о чем она. Если сюжет можно худо бедно пересказать, то с проблематикой все плохо. Были какие-то жалкие попытки поговорить о вечности и бескрайности моря и ничтожности перед ним человека, была слабенькая аллюзия на Фауста в лице целого острова, но все это не стоит и выеденного яйца. А финал... Финальные события были такими скомканными, половина ружей так и не выстрелила, в итоге я просто перестала пытаться понять, смирилась с происходящим, дочитала, но в Линдквисте серьезно разочаровалась. Конечно, я дам ему еще один шанс со "Звездочкой", но не ожидала, маэстро, не ожидала...

В рамках Кот в мешке

Комментарии


Да, странная вещь. У меня при прочтении возникло ощущение, что Линдквист не успел к дедлайну и просто отдал издателю первый попавшийся черновик.


Да-да, там можно было еще писать и писать, раскрывая все линии и прорабатывая задуманное, а в таком виде книга действительно напоминает черновик.