Больше рецензий

26 июня 2019 г. 03:04

915

3 Получается, что все мужчины - враги?

Книга ставит очень серьезные проблемы положения женщины в обществе, ее самоопределения, ее зависимости от мужчин. Но все-таки после прочтения остаётся неудовлетворение. Конечно, нужно учитывать, что роман написан в 1987 году, когда женская литература на подобные темы только развивалась. Поэтому когда я читала «В постели с врагом», невольно сравнивала роман с более поздними образцами феминистской литературы в массовом варианте, и книга Ненси Прайс на таком фоне проигрывала.
Безусловно, центральной для романа темой становится тема насилия над женщиной, раскрывающаяся не только в истории Сейры/Лоры, но и других женщин, пострадавших от физического и духовного насилия мужчин (матери Мартина, студентки Элен, обитательницы дома для престарелых Лайлы, а также женщин, попадавших в орбиту "расследования" Мартина - библотекрши Пам, женщины из бассейна Вэнни). Ярко показан путь, по которому идет оказавашаяст в такой ситуации женщина: церковный приют для жертв домашнего насилия, полиция, врачи, суд. Но этот путь ни к чему не приводит: "День за днем она ходила в суд. Наконец судебный чиновник сказал ей решительно: "Возвращайтесь к своему мужу". Все, тупик, женщина остается один на один со своим насильником. А он ломает ей конечности просто за то, что жена забыла отправить письмо или, как ему кажется, мало старалась на кухне.
Женщина здесь изображена как рабыня, удел которой - убираться в доме, готовить еду и ублажать мужа в постели. Даже Бен, который на первый взгляд отличается от Мартина, мечтает о женщине в доме (не наемной домработнице, а бесплатной возлюбленной), благодаря которой перестанет тратить время на быт и наконец-то засядет за книгу.
В романе, по сути, нет ни одного привлекательного мужского образа. Негативное отношение к мужчинам проявляется уже в описаниии отцов главных героев: несмотря на различное социальное положение, отцы Сейры и Мартина не смогли сделать своих жен счастливыми, а отец Мартина, к тому же, спровоцировал развитие в сыне его психической болезни (хотя на это автор только намекает). Если изображены "сильные" мужчины-работяги, то они оказываются насильниками или соблазнителями (истории Лайлы и Элен). Муж Сейры под привлекательной и респектабельной оболочкой скрывает сущность психопата. Сосед Сейры подбрасывает ей букеты с записками непристойного содержания. Казалось бы, особняком стоит университетский преподаватель Бен, с которым Сейра/Лора вступает в романтические отношения. Но и Бен, переживающий как самую большую трагедию своей жизни разрыв с прежней возлюбленной, изображен не самыми привлекательными красками. Автор упоминает о его способности причинять физическую боль и исптывать ненависть к женщинам. Неудивительно, что эпизодическая героиня Вэнни, невольно побудившая Мартина искать Сейру, предстает в романе лесбиянкой. И утешение получает только в обьятиях своей возлюбленной. А слова поддержки и понимания изнасилованная Лайла впервые слышит от мужчины, угасая в доме престарелых, но "мужчина" этот - переодетая Сейра.
При этом женщины в романе показаны какими-то инфантильными и недоразвитыми. Они позволяют обращаться с собой самым мерзким образом, стремясь быть зависимыми от мужчин и во что бы то ни стало выйти замуж. Так, автор изображает, например, подругу Сейры по библиотеке, которая соблазнив убитого горем Мартина, преисполняется уверенности, что теперь он на ней женится. А как обьсянить поведение Элен, которая чуть ли не под боком у жены занимается сексом со своим возлюбленным, который слышать ничего о чувствах не хочет и говорит девушке, что для него это просто полезное для здоровья занятие, а она - хороший друг, который помогает ему сохранить здоровье?! В тупик меня ставило и поведение Сейры. Например, после успешной имитации смерти в воде она бежит к телефону, снимает трубку и хочет позвонить Мартину, признаться, что жива. И только мысль о жестоком наказании ее останавливает. Или сцена, где она решительно идёт его убивать. Но после совершенного Мартином случайного выстрела себе в висок (тут тоже много вопросов по поводу правдоподобия описанного), шепчет: «Любовь моя». А потом произносит то, чего ну никак не могу понять: «Боже! О Боже! Зачем ты застрелил себя? Зачем ты убил себя, Мартин? <...> Я никогда не убила бы тебя! Зачем ты сделал это?». И после этого спокойно едет домой и занимается любовью с Беном. Возможно, всему этому есть психологические объяснения. Но ни автор, ни героиня, которая между прочим показана рефлексирующей (многие годы ведет дневники), развитой (читает книги, осваивает новые области знания) этих обьяснений читателю дать не удосуживаются. Поэтому возникает масса вопросов по поводу описанных в романе характеров. Особенно, по поводу характеров главных героев - Мартина и Сейры, которые до конца не раскрыты и книге это не добавляет убедительности. Повторюсь - роман во многом стоящий, но я ставлю низкую оценку за эту книгу. Потому что автор подняла серьезные, очень волнующие читателей проблемы. Наметила. Но не раскрыла до конца. И это разочаровывает.