Больше рецензий

Svetlana-LuciaBrinker

Эксперт

Эксперт Лайвлиба по венским сосискам

24 июня 2019 г. 22:11

1K

5 Если ты такой умный, где твои деньги?

Бедным быть стыдно. Вроде не украл, не обидел никого, а всё равно человек неуважаемый, если добра не нажил, если признаков статуса предъявить не можешь. У простоватых героев Островского это модная одежда, изысканные манеры, у нас... известно, что. Хорошо, что и во времена Александра Николаевича, и сегодня встречаются люди с иными приоритетами. Да и в самых суровых, ожесточившихся сердцах пробуждается иногда сострадание к неудачникам.
Я, кстати, ещё помню странные, удивительные времена, когда честная бедность была нормой жизни. Но и тогда не душевные качества прокладывали человеку путь наверх, а связи, изворотливость и преданность режиму. По зрелому размышлению, лучше уж деньги!
Пьеса интереснейшая, заставляет задуматься о совершенно неожиданных вещах. Я, например, пожалела Коршунова. Он обозлённый, одинокий, немолодой, разочарованный, но не потерявший надежду. Глупо, конечно, что пытается купить себе жену, однако в те времена (да и сегодня, мы знаем, где) это была вполне легитимная практика. Видимо, Коршунов невысокого о себе мнения, раз даже не пытается быть любезным кавалером, а немедленно хватается за кошелёк. Он не уважает и женщин: был, видимо, обманут. Разумеется, он теперь никогда не признает, что любил первую жену. А между тем, по его поведению можно догадаться, как глубока душевная рана. Кажется, Коршунов сам не выдерживает собственной наигранной подлости. Всё это - «буду в люлечке качать» и «будешь в золоте ходить» — он уже, наверное, говорил своей покойной супруге. «В золоте» - для Коршунова это не столько символ достатка, сколько — красоты. Прекрасной, единственной надлежит ходить в золоте, только золото ей к лицу. Вспоминается Высоцкий и его «светлый терем с балконом на море»: пусть любимая и согласна на рай в шалаше, терем с дворцом ей больше подходит. Так полагает мужчина не только коршуновского склада. Любой сбившийся с пути собственник.
Коршунов сам разрывает помолвку. Вроде бы обиженный Любимом Карпычем. А что ему оскорбление промотавшегося бездельника? Нет, думаю, всё-таки заели его вопросы Любви Гордеевны, воспоминания и отвращение к самому себе. Коршунов, уходя, «хлопает дверью» так, что не оставляет отцу невесты никакой возможности помириться, «сохранив лицо».
Осознав это, Коршунову нельзя не посочувствовать.

Прочитано в рамках "Игры в классики"