Больше рецензий

BakowskiBabbitts

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

24 июня 2019 г. 20:54

753

5 Свидетельство советской эпохи

Очень ценю книги такого плана и с упоением их поглощаю, ведь это свидетельство эпохи.
Жизнь обычного крестьянского паренька из деревни Лутовиново под Тулой рассказанная им самим. И жизнь фантастически интересная, иному и десятой части не прожить и не увидеть того, что увидел Иван Григорьевич:

"Мы с супругой считаем, что судьба наша не обошла нас стороной и вполне благосклонно сопутствовала нам на жизненном пути. Оглядываясь назад, можно с уверенностью сазать, что если бы можно было заново начать вторую жизнь, то мы согласились бы повторить первую."

Редко кто из нас так может сказать о своей прожитой жизни.
В книге вы не найдете ныне модного нытья на советскую власть типа "если бы не большевики", "если бы не Сталин", "не дали того не дали сего", "не оценили" и т.д.
Вот, например Носырев описывает свою учебу в школе в 30-е годы "людоедского большевизма":

"Особым авторитетом и уважением в школе, как среди преподавателей, так и среди учащихся пользовался заведующий учебной частью В.С. Вознесенский. Он вел русский язык и литературу. В школе развернул такую внеклассную подготовку, что даже нерадивые дети были втянуты в орбиту полезных занятий в свободное от учебы время.
Им были созданы музыкальный, литературный, шахматный и фотографический кружки... Он частенько организовывал посещения тульских музеев и Ясной Поляны. Ежемесячно в школе выходил литературный журнал под его редакцией. Творчество учеников доводилось до всех учащихся...
Наш завуч руководил и шахматным кружком и частенько организовывал соревнования на первенство школы."

А вот самые главные слова:

"Наша деревенская Лутовиновская школа оставила у всех учащихся самые лучшие теплые воспоминания о годах учебы. Она дала не только знания, но приобщила к культуре, искусству, спорту и расширила кругозор."

Чтобы понять контраст нужно обратиться к жизни детей в деревне при царе, изданной в 1913 году «Поездка на голод. Записки члена отряда помощи голодающим Поволжья» Лев Липеровский
"Удивительная нищета, грязь и невежественность постоянно поражали нас на каждом шагу нашей работы в деревне. Часто невыносимо больно было смотреть на жизнь крестьянина. Но одно нас всегда поддерживало — это полное осознание крестьянами своей темноты и страшная жажда просвещения. Это явление и нам, временным работникам в деревне, давало бодрость и светлые надежды на будущее. Крестьяне постоянно приходили к нам за советами и всюду жаловались на то, что только небольшой процент всех их детей получает возможность обучаться в школах, да и самые школы не удовлетворяют их. Главное же то, что совершенно нет сельских библиотек, негде достать книгу, и дети, кончившие школу, скоро забывают грамоту, не имея возможности чтения. Те немногие книжки, которые имели члены нашего отряда, брались нарасхват, а детские книжки с цветными картинками приводили ребятишек в полный восторг. Книг Нового Завета очень многие крестьяне никогда не видывали и не читали. Если иногда приходилось прочесть в крестьянской избе несколько строк из Евангелия на русском языке, то это производило необычайно сильное и глубокое впечатление.
В с. Ефимовке у меня быль один, внезапно заболевший мальчик-школьник, который все время своей тяжелой болезни и до самого момента смерти не расставался с книгой. Грамотный ребенок всегда любимец в крестьянской семье; при каждом удобном случае он собирает вокруг себя шабров и родных и читает вслух выученные в школе рассказы и стихотворения."

Сравните, что было при большевиках и как они заботились о детях и что было при царе и вы поймете почему наши предки так отчаянно противостояли немецким оккупантам.
То о чем пишет Носырев, вызывает изумление, и вы еще задаете вопрос о том, были ли люди в 30-е годы счастливы? Люди, которые на 70% были безграмотными, крестьянские дети забывали грамоту потому что не было книг - сейчас эти дети играют в шахматы, учатся, занимаются в кружках по интересам. Это все было недоступно большинству населения страны. Эти люди были "никем" и вдруг пришли "людоеды - большевики, погубители русского народа" и открыли для крестьян удивительный мир - учись и ты будешь академиком, директором фабрики, капитаном ледокола или космонавтом. Ты будешь человеком!
Понимаешь всю трагедию войны - при такой культурной революции я уверен, мы бы построили коммунизм в отдельно взятой стране, но сколько таких образованных парней сложило голову за свободу нашей Родины.
Воспоминания Носырева нужно обязательно читать - это действительно "Одиссея советского воина".
В 16 лет попал в плен к немцам, но сбежал с несколькими ребятами, 75 дней в оккупации, тяжелая работа на тракторе. Призыв, пехота, первая атака, которая для многих стала последней. Ранения, госпиталь, командир саперного взвода, причем командовал так, что разведчики из отдельного разведвзвода попросили командование назначить на освободившуюся должность командира разведвзвода его - Ивана Григорьевича. Послевоенная служба на Украине, два года занимался разминированием и все это время еще и воевал с бандеровцами.
Книга захватывающая, вот как он описывает командировку в Сомали:

"... ночью на время отдыха выносили раскладушки на улицу, спасаясь от духоты и скорпионов, которые заползали в палатку, забирались наверх и оттуда падали на спящих... А утром просыпаешься, начинаешь убирать раскладушку, а под ней свернувшаяся отдыхающая змея.

Да, забыл, Носырев еще умудрился 59-ый день рожденье отметить на Кубе и получить поздравление от самого Рауля Кастро.
Всем кому интересна история Родины от первого лица - читать.
Книгу можно заказать на сайте Музея Карельского перешейка.
Баиру Иринчееву отдельное спасибо за интересную и качественно изданную военную литературу.

Комментарии


Хорошая рецензия и, видимо, хорошая книга.
Большевики по-разному заботились о детях.
Что касается успехов ликбеза - обратитесь к данным переписи 1937 года. Там, напомню, в грамотные записывали и тех, кто просто мог свою фамилию вывести на бумаге.
Так вот, даже среди молодежи до 20 лет - до 8,5% неграмотных. Среди тех, кому 30-34 года - 20%. Среднее образование имели около 4% населения, высшее - меньше 1%. (см. "Полвека под грифом секретно", изданную РАН).
Вы не хотите, чтобы большевиков звали людоедами, но тогда уж и сами не зовите царя людоедом.


Одного царя называть людоедом хлопотно и бесполезно.
Большевики боролись (для вас, наверное, это будет откровением) не с царем, а с самодержавием.
Самодержавие это одна из форм правления, где господствует система эксплуатации человека человеком, отъем у человека через рабский труд его свободного времени (Маркс говорил, что высшая ценность человека - это его свободное время) и главное через эксплуатацию человека человеком отъем у человека его жизненного ресурса - здоровья.
Из книги, на которую вы ссылаетесь, я прочитал три страницы касающиеся образования в СССР на 1937 год. Спасибо за ссылку, я не думал что через 15 лет после 8 лет непрерывных разрушений, большевики настолько продвинуться в сфере образования. Эта книга еще больше заставила уважать большевиков и ими восхищаться.
Вы цитируете:

"...даже среди молодежи до 20 лет - до 8,5% неграмотных..."

На самом деле в тексте: "...от 5 до 8,5% лиц..."
Если вы цитируете, то цитируйте правду, а не то, что вам хочется.
Цитирую далее:
"Из данных таблицы 16 видно, что политика ликбеза добилась немалых успехов в распространении грамотности: среди мужчин было 86% грамотных, а среди женщин 66, 2% (с 9 лет и старше). Особенно высокие показатели грамотности были у молодежи: среди 12-14 и 18-19 летних грамотных было свыше 90%." Вам хочется давать одни цитаты, а я даю другие.
Да это просто фантастика. Это и есть культурная революция в одной отдельной стране, так и вижу как "злыдни-большевики прикладами загоняют детей в школы". За 15 лет, в свободной от эксплуатации человека человеком стране, такой успех в массовом образовании жителей СССР.
Кстати авторы ловко манипулируют цифрами, комментируя таблицу переписи, так что будьте внимательнее в следующий раз, когда оставляете комменты, не изучив материал.


система эксплуатации человека человеком

а что, завод не отнимает у вас ваше свободное время? И кто вас там эксплуатирует, не человеки, случайно?
По вашей логики заводов, кстати, вообще не должно быть.
Или же владелец должен сам в одиночку выполнять там все виды работ.

до 8,5%

я и пишу "до 8,5%", что предполает и некую нижнюю границу. Я ведь не пишу"8,5%".

среди мужчин было 86% грамотных, а среди женщин 66, 2%

Повторюсь, ожидания перед переписью были в сторону 100%-го успеха ликбеза.
А как вам картинка со средне-специальным и высшим образованием? 4% и 1%.

в свободной от эксплуатации человека человеком стране

колхозники с вами бы не согласились.


Как вы думаете, сколько человек работал при самодержавии и сколько при социализме?
Как вы думаете, кто сделал в России 8 часовой рабочий день?
Как вы думаете, кто ввел в России отпуска для рабочих?
Как вы думаете, кто ввел для женщин Декретный отпуск?
Как вы думаете, кто отменил в России детский труд?
А теперь суммируйте это время, которое подарили нам большевики, это и есть свободное время.
Если вы удосужитесь открыть работу «Экономические проблемы социализма в СССР» И. Сталин от 1952 года то вы увидите такую фразу:
"...Было бы неправильно думать, что можно добиться такого серьезного культурного роста членов общества без серьезных изменений в нынешнем положении труда. Для этого нужно прежде всего сократить рабочий день по крайней мере до 6, а потом и до 5 часов. Это необходимо для того, чтобы члены общества получили достаточно свободного времени, необходимого для получения всестороннего образования. Для этого нужно, далее, ввести общеобязательное политехническое обучение, необходимое для того, чтобы члены общества имели возможность свободно выбирать профессию и не быть прикованными на всю жизнь к одной какой-либо профессии. Для этого нужно, дальше, коренным образом улучшить жилищные условия и поднять реальную зарплату рабочих и служащих минимум вдвое, если не больше, как путем прямого повышения денежной зарплаты, так и, особенно, путем дальнейшего систематического снижения цен на предметы массового потребления. Таковы основные условия подготовки перехода к коммунизму..."
Увы, не успел Иосиф Виссарионович
Вопрос про заводы я не понял.
Мне кажется вы думаете, что для рабочего без разницы, что работать на заводе при социализме в СССР или работать при капитализме в России. Вы действительно думаете, что нет разницы?
Мои предки крестьяне, они были счастливы жить при социализме.
Советская власть убрала кулаков, которые за долги ломали руки крестьянам, или за мешок зерна насиловали маленьких девочек. Они были довольны, когда этих нелюдей, которые терроризировали всю деревню, выслали из области.


Как вы думаете кто


А при царе пенсии были. Вот умирал рабочий-пенсионер - его жена продолжает его пенсию получать. Во!
Из писем товарищей россиян благодетелям из советской власти:
"Красноярский р. (быв. Камышинского окр.), с. Тарасово, Бондаренко Яков Михайлович: «Люди с. Тарасова голодают, с голода пухнут, и на днях один умер с голода. Некоторые уезжают в г. Козлов на заработки и на покупку хлеба, и дома остались, как во время войны, только женщины, дети и старики. Все проклинают советскую власть и колхозы и уезжают на производство. Не знаем, как будет с третьей большевистской весной, потому что не то семян, а даже людей и тягловой силы не будет»

Еще:

"Новочеркасск и Шахты, И.П. Степанов: «Попы торжествуют. Церкви переполнены народом, народ двинулся замаливать свои грехи. Наши хуторские партийцы понавешали иконы. Все молят бога о прощении грехов и об избавлении от бедствий, постигших их всех, голода, холода и полнейшего разорения внутри колхозов и вне колхозов. А на бумажках пишут про колхозные достижения. Забрали весь до зернышка хлеб, даже на посев не оставили, и перед кошмаром средневековых податей хлебороба ничего не спасет.

Разорили единоличников, разоряют колхозников. Берут последнюю корову у колхозника, запрещают держать свинью для личного потребления. Чем же жить? Кооперация, кроме водки, ничего не продает. Неужели голод и безмерное насилие укрепит советскую власть? Неужели для социализма нужно безмерное страдание миллионов трудящихся крестьян, их слезы, их проклятия, их смерть? При таком положении восторжествуют темные силы в виде переполненных церквей и молящихся партийцев. Сегодня по всему Союзу среди 160 млн населения так мало симпатизирующих сов.власти, как мало было настоящих монархистов в 1917 г.»

А так:
Средне-Волжский край, Рождественско-Баевский колхоз Саранского окр. Ичалковского р., маломощный середняк А.П. Кокурин: «Я имею семью 9 чел. и что у меня было до колхоза. Я имел все продукты питания в достаточном количестве: и топливо, и одет, и обут. Имел лошадь и три головы овец. Сдавал государству 20 пуд. ржи, 40 пуд. пшена, овес, картофель, пеньку. Я работал в колхозе, добросовестно заработал 355 трудодней, но уже я не ем хлеб, а мякину и картошку, нам не хватает на подошвы. Мои дети почернели. Уважаемая редакция, нельзя ли как выйти из колхоза, чем погибать?»

А этому чего не хватало?:

Омский р. Барабинского и Славгородского окр., аноним: «Вы пишете, что Западная Сибирь выполнила хлебозаготовки. В 1931 г. в Западной Сибири был недород, но хлебозаготовки хуже недорода очистили крестьян от зерна, и в ряде сельских мест начался голод. Тов. Молотов на XVII партконференции говорил, что повышается благосостояние масс. Признаем, что хорошо живется рабочим в Москве, Ленинграде, в промышленных городах, но на громадной территории Советского Союза, в провинции и деревне — нужда и разорение, сравнить которое можно только с 1920 г. В общем, милые товарищи, не пишите об Индии, а загляните поглубже к себе».

Мне кажется вы думаете, что для рабочего без разницы, что работать на заводе при социализме в СССР или работать при капитализме в России.


Помимо огромного удовольствия работать при социализме, думаю, что разницы нет.

А вот швея пишет тов. Сталину:

Работая в суде, заставляли посещать политкружок, раздали политграмоту на 8-9 страниц — картина, как безработный в Германии сидит с женой в углу, стоит кухонный стол и 7-лин. лампа, — а я — трудящаяся, да так же живу (вычеркнуты несколько слов.— Ред.), 2-е лиц ютятся в углу на проходе, мимо ходят все, пол ходит ходуном, потолок достаёшь рукой, воздуху мало, а в особенности сестре нервнобольной; иди работать, всегда не выспавши, не отдохнувши, выполняй план хулиганский, крысы по тебе бегают, да к этой весёлой жизни разувши и раздевши; сядешь есть, так этот коммунальный ребенок на горшок. Не поймёшь, что ешь, — хлеб или из горшка, и такая жизнь с 1930 г. Какой же может быть человек здоровым, где же Ваша культурная жизнь, о которой пишите, в театр забыла как и дверь открывается, живешь как лешак. Нет, чёрт твою пусть душу возьмет, кровопийца проклятый, тебя, родного отца, забить со своим ЦК в угол на проход, где я живу, да посмотреть, как бы ты пожил на этом месте. Заелись и забыли, чем щи хлебали, где ты со своим ЦК был до смерти Ленина, выглядывали, чья возьмет, а потом появился как диавол и замучил весь народ; кричишь, что ты в конституции дал все народу. Да чего ты нам мог дать, мы больше имели от Батюшки-Царя. Ты отнял нашу родину, закон справедливости наших отцов, веру в человечество, честь и совесть, сделал из порядочных людей ворами, хулиганами, убийцами, будучи сам убийцей. Дать ничего ты нам не мог, это всё наше было, так как ты сам пришелец со своими бандитами-каторжниками забрал в свои руки все и издеваешься над народом".


Да здорово, надо депутатом дать наколку, я умру на заводе в 70 лет, а моя жена будет за меня пенсию получать. Это здорово.
На остальные вопросы так и не ответили.
Кто ввел отпуск?
Кто ввел Декретный отпуск?
Кто ввел детские летние лагеря отдыха?
Кто отменил детский труд?
Стесняетесь ответить.
Вы привели письма 1931-1932 годов, не оставили ссылку, но в эпоху интернета было легко найти.
А я приведу текст 1912 года:
"Кроме тех болезней, которые были вызваны острым моментом голода: тифа, цинги, стоматитов, куриной слепоты, гастритов, я, ежедневно в течении шести месяцев соприкасаясь с жизнью деревни, мог констатировать целый ряд других, хронических заболеваний. Подводя итоги своей медицинской деятельности по амбулаторному журналу, я убедился, что 40% деревенских жителей Покрово-Тананыковской волости, заражены сифилисом; 75% всех женщин, страдают гинекологическими заболеваниями, имеется достаточный процент костного туберкулеза, особенно cреди татар и, наконец, всюду — колоссальная детская смертность. Чтобы выяснить точную картину детской смертности, я записывал в амбулаторном журнале, сколько родилось детей у каждой приходящей ко мне женщины и сколько умерло их до восьмилетнего возраста. Эта запись показала мне, что умирают 85% всех детей."
"Убийственный факт 85% детской смертности в деревне чрезвычайно поразил меня, и я стремился понять причины этого явления. Некоторые из них были вполне очевидны: сифилитическая и алкогольная наследственность, неумение кормить грудных детей и в силу этого постоянные гастриты их, беспризорность детей в рабочее время и гибель их в колодцах, прудах и частое отравление беленой — все это явления, которые мне постоянно приходилось самому наблюдать. Но все же эти причины казались ничтожными в сравнении с тою, которую мне в конце-концов пришлось обнаружить.

Передам следующий эпизод. В селе Ивановке есть одна очень симпатичная, большая и дружная крестьянская семья; все дети этой семьи чрезвычайно красивы; как-то я зашел к ним в глинушку; в люльке кричал ребенок и мать с такою силою раскачивала люльку, что та подбрасывалась до потолка; я рассказал матери, какой от такого качания может быть вред для ребенка. «Да пусть бы Господь прибрал хоть одного-то,— ничто не берет их, хоть бы с Шаболовки ветер подул», отвечала она, а Шаболовка — это очень грязное, грубое и зараженное сифилисом село, и все это мать призывает на своего ребенка! И все же это одна из хороших и добрых женщин в селе. Этот эпизод поразил меня до самой последней степени. Не удивительно невежество и неумение выращивать детей; неумеющих можно научить. Но что делать с преступным нежеланием выращивать детей здоровыми?"

Это взято из: Липеровский Л.Н. "Поездка на голод. Записки члена отряда помощи голодающим Поволжья (1912 г.) Жизнь и работа в деревнях Бузулукского уезда Самарской губ."
Вы приводите цитаты из писем крестьян 1932 года, 10 лет после гражданской войны. Были недовольные? Была несправедливость?
Да конечно все это было. Но страна строилась, 15 лет как у власти большевики, и только 10 лет как окончились войны и разрушения. Но ведь жизнь крестьян и рабочих, их быт они с каждым годом улучшались. Я уверен, что в 1940 году недовольных было меньше, а в 1960 их вообще не осталось.
А я привожу цитату о Самарских деревнях, где матери желают, чтобы их ребенок поскорее умер и облегчил их существование от 1912 года.
Знаете к чему я подвожу?
Романовы у власти 300 лет(!!!!!)
ТРИСТА лет и не сделано для крестьян и рабочих ничего.
Ничего для народа и все для себя за триста лет.
Триста лет Романовы у власти, а простой человек как жил быдло с сифилисом и запредельной детской смертностью, так он и продолжал так жить пока не пришли большевики и не скинули эту власть которая осуществляла в течении столетий геноцид народа.
Про рабочих. Мне интересно, вы вообще понимаете разницу между капитализмом и социализмом?


Кто отменил детский труд?


1929 год, из газеты: ""Товарищ Петров, беседовавший с нами о жизни колхозных ребят, сообщил нам, что для ребят существует 6-часовой рабочий день. За свою работу они получают 25 коп. Ребята более старшего возраста, от 14 до 17 лет, получают по 50 коп. в день."

Липеровский Л.Н.


да в конце концов, вы хоть название книжки Липеровского прочитайте. Он пишет о "Поездке на голод"! Голод не каждый день и год был при царе.

а в 1960 их вообще не осталось.


Аааа, не осталось? так и сейчас, к 2060 году недовольных не останется. Умрут от старости.

А я привожу цитату о Самарских деревнях


хватит лукавить! Эта книга - о голоде 1912 года, а не о Самаре вообще.

Мне интересно, вы вообще понимаете разницу между капитализмом и социализмом?


Нет. Но я знаю, что социализм - это что-то большое и прекрасное, а капитализм - фу-фу, кака.

Я к чему. Не надо царское время мазать черной краской. Это лживая позиция.


А вы приводите цитаты о голоде 1932 года, который "бывает не каждый день"
Вы так и не ответили на вопросы:
Кто ввел 8-часовой рабочий день?
Кто ввел отпуска?
Кто создал летние детские лагеря?
Кто ввел Декретный отпуск?
Кто разрешил женщинам избираться и быть избранными?
Ну, пожалуйста, ответьте на вопросы. Ну это же просто.
Ввели те то.
Царское время для рабочего и крестьянина это ад на земле.
Я рабочий, я не видел ни одного рабочего поддерживающего капитализм. Почему?
Я рабочий при царе работал бы 12-14 часов, при социализме я работаю 8 часов.
Я рабочий при царе и не мечтал об отпуске, при социализме я отдыхаю на курорте по бесплатной путевке.
Я рабочий при царе моя жена рожала бы у станка, при социализме моей жене дают Декретный отпуск.
Я рабочий при царе не было домов отдыха и детских кружков, при социализме я ходил бесплатно в пять кружков.
Я рабочий при царе ютился бы подвале, при социализме я получил бесплатно(!!!) двухкомнатную квартиру.
Какой краской, мне рабочему, мазать царское время.
Я привел лишь малую часть всех благ при которых я жил при социализме, я простой рабочий, в чем лживость моей позиции?
Я жил при социализме и в чем я заблуждаюсь?


Кстати в догонку:
Андрей Иванович Шингарев. "Вымирающая деревня: Опыт санитарно-экономического исследования двух селений Воронежского уезда."
С 1895 по 1907 годы Андрей Иванович земский врач в Воронежской губернии. Местом его работы становится Землянский уезд, Воронежской губернии, село Малая Верейка.
"Паразиты, живущие собственно на человеке, вши и блохи, встречаются, конечно, во всех избах без исключения, находя везде на человеческом теле и пищу и тепло. Недостаток смен белья, которое носят подолгу, не снимая, а особенно редкое омовение тела и грязь служат достаточными тому причинами. Моются животинские и моховатские обыватели весьма редко и даже летом далеко не каждую неделю и не все купаются в Дону. Зимой моются и того реже. Баня большая редкость. В Моховатке их всего две и в них моются обитатели дворов, а [крестьяне] из остальных 34-х дворов в бане вовсе не моются. В Н.-Животинном тоже две бани, но одна из них уже почти развалилась, её никак не поправят и в ней почти не моются, другая баня весьма своеобразна и заслуживаете более подробного описания. Это баня-землянка."
«Но если вообще количество воздуха в избах недостаточно, а иногда и крайне недостаточно для живущих там людей, то к этому присоединяется ещё почти полное отсутствие искусственной вентиляции, так что зимой воздух избы вентилируется лишь естественным путём, т.е. через стены, потолок и прочее, или в те только моменты, когда топится печь или отворяется дверь. А между тем именно зимой в избе находятся налицо, помимо людей, ещё всякие домашние животные: телята, овцы с ягнятами, поросята, куры. В иных случаях даже коров загоняют в избу телиться. Животные не только потребляют кислород воздуха, но и отправляют свои естественные потребности здесь же, окончательно портя воздух. В больших избах, где со значительным численным составом семьи живёт обыкновенно и больше скотины, порча воздуха достигает крайних пределов. – Если при этом добавить, что больные, старые хилые и малолетние члены семьи также отправляют свои нужды в избе, иногда прямо на пол, что в этой же избе «мычут намыки», т.е. треплют мятые стебли конопли, чтобы отделить волокна от мелкой кострики, что здесь же стряпают, сушат одежду, обувь и сбрую, курят махорку, то станет вполне понятным качество воздуха зимой в избе. Когда дверь долго не отворялась, а печка ещё не топлена, т.е. рано утром после ночи, воздух во многих избах бывает так плох, так зловонен и переполнен всевозможными испарениями людей, животных, земляного пола и грязной одежды, что у вошедшего с улицы непривычного человека захватывает дух, начинает кружиться голова и теснит в груди чуть не до обморока. Это и есть, по всей вероятности, тот сказочный «русский дух», который везде различишь, и в котором, по народной поговорке, «хоть топор вешай»
"Целый ряд дворов, не имеющих возможности купить капусты, огурцов, мяса; целые семьи − без молока в течение круглого года! Да разве это не хроническое недоедание, не ужасная постоянная нищета, питающаяся ржаным хлебом, изредка кашей, и опять-таки хлебом и больше ничем. Не могу здесь передать того тяжёлого впечатляя, которое на меня произвёл опрос нескольких домохозяев, где не было капусты. Что мяса мало едят в деревне − для меня, родившегося и выросшего в деревне, − это было давно известно, что есть семьи, лишённые молока, предполагалось известным уже a priori, но чтобы в крестьянской семье небыло зимой кислой капусты, я уже никак не ожидал. «Да как же вы щи варите?!» − невольно вырвался у меня наивный вопрос, так твёрдо я верил, что традиционные щи, хотя бы и без мяса, должны быть везде. «Щи, − отвечал мне равнодушным голосом старый больной хозяин, − да мы их вот уже года полтора не хлебали»...
Кажется, незачем в этих случаях высчитывать белки, жиры и углеводы, суточные нормы и прочее, что следует по гигиене, и уже заранее можно сказать, каковы будут эти нормы!"


А вы приводите цитаты о голоде 1932 года

Это ложь. Письма крестьян не о голоде 1932 года. Они о рукотворном голоде. И они вообще про 20-30-е годы.

Я жил при социализме и в чем я заблуждаюсь?

Вы где-то тут писали, что на заводе лет 20. Значит, вам лет 40-45. При каком социализме вы жили?!

Послушайте. Вам еще писем и правды про хорошую жизнь при большевиках? Моя прабабка с тремя детьми при них в землянке жила. Сколько у нее было блох, интересно.

Повторюсь! При царе не было ада! Как и при большевиках - рая.


Кто ввел отпуск?
Кто ввел Декретный отпуск?
Кто ввел 8 часовой рабочий день?
Кто ввел летние детские лагеря?
Кто создал для детей бесплатные кружки?
Простые вопросы, требуют простых ответов.
Вы переходите на личности. Я же не интересуюсь вами, вашим возрастом, полом. Когда нет исторических аргументов цепляетесь за личность.
Просто ответьте на вопросы. Это же так просто.


Кто ввел 8 часовой рабочий день?

в 1908 году на московских фабриках он был 9, 5 ч. И? Наш 8-часовый да плюс перерыв обед.

Кто ввел летние детские лагеря?

вы про лагеря жен и детей врагов народа? Не знаю, кто. Сталин?

Вы переходите на личности.

Вы не жили при социализме.


Кто ввел 8 часовой рабочий день?
Кто ввел Декретный отпуск?
Кто ввел летние детские лагеря?
Кто ввел отпуск?
Кто создал для детей бесплатные кружки?
Ну ответьте пожалуйста на вопросы. Ну это же просто. Ну вы же умный человек.
Если белое то и называйте белым.
"

Вы не жили при социализме"

Вы мне будете рассказывать где я жил?


Вы мне будете рассказывать где я жил?


Помилуйте, да даже чтобы пожить в 50-е - ваш возраст должен составлять хотя бы 90 лет.

при социализме я отдыхаю на курорте по бесплатной путевке


Да? Мой дед за всю жизнь ОДИН раз отдохнул по такой путевке - СО СПРАВКОЙ от врача, что ему это необходимо.
А теперь, внимание! Сейчас, при диком капитализме, тоже курортируются с такой справкой. Лично знаю таких людей.

при царе моя жена рожала бы у станка


При царе она не работала бы, или брала себе какую-нибудь надомную работу.

при царе ютился бы подвале


"Я женился в 1914-м, двадцати лет от роду. Поскольку у меня была хорошая профессия (слесарь), я смог сразу же снять квартиру. В ней были гостиная, кухня, спальня, столовая. Прошли годы после революции, и мне больно думать, что я, рабочий, жил при капитализме гораздо лучше, чем живут рабочие при Советской власти. Вот мы свергли монархию, буржуазию, мы завоевали нашу свободу, а люди живут хуже, чем прежде. Как слесарь в Донбассе до революции я зарабатывал 40-45 рублей в месяц. Черный хлеб стоил 2 копейки фунт (410 граммов), а белый - 5 копеек. Сало шло по 22 копейки за фунт, яйцо - копейка за штуку. Хорошие сапоги стоили 6, от силы 7 рублей. А после революции заработки понизились, и даже очень, цены же - сильно поднялись..." В дальнейшем он вспоминал: «Я был лучше обеспечен в дореволюционное время, работая простым слесарем. Зарабатывал 45 рублей при ценах на черный хлеб в 2 копейки, на белый — 4 копейки, фунт сала — 22 копейки, яйцо стоило копейку, ботинки, самые лучшие «Скороходовские», — до 7 рублей. Чего уж тут сравнивать? Когда я вел партработу в Москве, то и половины того не имел, хотя занимал довольно высокое место в общественно-политической сфере. Другие люди были обеспечены еще хуже, чем я. Но мы смотрели в будущее, и наша фантазия в этом отношении не имела границ, она вдохновляла нас, звала вперед, на борьбу за переустройство жизни…».


Просто ответьте.
Кто ввел отпуск?
Кто ввел 8 часовой рабочий день?
Кто ввел декретный отпуск?
Кто ввел летние лагеря для детей?
Кто разрешил женщине избираться и быть избранной?
Кто отменил детский труд?
Простые вопросы требуют простых ответов. Вы же умный человек.
Ну ответьте кто?