Больше рецензий

mega_hedgehog

Эксперт

Эксперт высказывания непопулярных мнений

24 июня 2019 г. 20:52

644

2

Вообще-то изначально я была настроена благосклонна к этой книге. Давно хотела ее прочитать, возлагала надежды, оригинал очень люблю, ретеллинги - тоже (Лунные хроники, Fables, некоторые рассказы Геймана, Линк, знаменитый "Красны, как кровь" Танит Ли etc), казалось бы, что может пойти не так? Еще и текст поначалу нравился (это быстро закончилось).
Но "Дороти должна умереть" - это не ретеллинг. Здесь важно обозначить разницу. Это прямое продолжение с претензией на мрачную темную атмосферу, абсолютно теми же героями (добавим сюда несколько оригинальных, в том числе главную героиню, которая будет противостоять Дороти), абсолютно тем же миром. Это, если уж на то пошло, фанфик, причем низкокачественный. Даниэль Пейдж ничего не меняет в оригинальном сюжете, не обыгрывает по-своему сказочные архетипы, а лишь берет "Волшебника страны Оз" и вписывает свое продолжение (причем без оглядки на каноничное продолжение Баума, забирая оттуда только имя Озмы): Дороти не понравилось жить без магии в нашем мире, ее рассказы про Оз засмеяли, она вернулась и стала темной версией себя, равно как и ее друзья. Подчинила себе Оз, выкачала из нее почти всю магию. Тут хочется первым делом задаться вопросом, насколько этично использовать чужой авторский оригинальный мир и сюжет: ретеллинги классических сказочных сюжетов, бытовавших в фольклоре, вроде Золушки, Спящей красавицы etc, - это одно дело. Оригинальный мир того или иного писателя - совсем другое, и ставить здесь знак равно мне кажется неправильным.
Но! Все было бы не так плохо, если бы роман не получился настолько слабым.
Обычная девочка-подросток Эми живет в трейлере с матерью, сидящей на таблетках, мечтает однажды бежать из Канзаса, кое-как сосуществует с противными одноклассницами в школе. Вспоминает, как в детстве смотрела экранизацию "Волшебника страны Оз" с мамой. Пока торнадо, точно как Дороти много лет назад, не переносит ее в страну Оз. Бесцветную, выжатую, словно лимон, без магии. Все это Эми воспринимает абсолютно спокойно, без разрывов шаблона и прочего, в стиле "О, дорога из желтого кирпича! Ну пойду по ней, что ли, почему б не пойти?". Казалось бы, здесь должен закрутиться интересный увлекательный сюжет, но - нет! Вся экспозиция заключается в том, что всё и все вокруг кричат Эми о том, как здесь плохо и как страшна и ужасна Дороти. Покажут это, правда, только под конец, зато будут прямо в лоб говорить, что Дороти ужасна. Если вдруг читатель не догадался. По закону жанра Эми оказывается наделена магическими способностями - и ее берут под крылышко "злые", жаждущие свергнуть Дороти и вернуть в мир равновесие. Интересная мысль о том, что добро и зло - две части одного целого, должны находиться в равновесии и не могут друг без друга? Нет, мы ее один раз озвучим, а потом забудем навсегда, не показывая новых сторонниц Эми ни как по-настоящему злых, ни как в душе добрых.
Сюжет развивается очень медленно и скучно, зацикливаясь на подростковых переживаниях Эми (относительно мамы, самоопределения и т.д.), что вообще очень здорово, только они никак не разрешаются и ни к чему не приводят, а Эми - изначально раздражающе глупая, которую попытались сделать сильной героиней, но дальше стереотипных диалогов, где она огрызается, это не уходит - не развивается. Наверное, следует ожидать, что хоть что-то изменится только к концу цикла, но, если честно, после такой книги за следующие не хочется браться совершенно, да и какой тогда смысл в этих переживаниях, составляющих основной моральный конфликт главной героини, если они настолько растянуты и болотисты? Логика и мотивация действий персонажей тоже оставляют желать лучшего, слог Пейдж самый стереотипно примитивный (тяжело вздыхаю, вспоминая восхитительный язык Хардинг и Пратчетта в young-adult цикле о Тиффани).
По итогу - это было огромнейшее разочарование за очень долгое время, наверное, буду опасливо сторониться подобных "сказочных" y/a еще пару месяцев.