Больше рецензий

innuendo689908

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

20 июня 2019 г. 23:05

464

4

Товарищ Рондарев выгодно отличается от большинства популярных и пишущих о музыке журналистов тем, что знает матчасть и владеет профессиональной аргументацией, а не банальными рассуждениями "качает / не качает". Уже этот факт вызывает желание прочитать его "Разговоры о русской музыке".

По сути, никакие это не разговоры, а сборник статей разных лет, который делится на два тематических блока. Первый посвящён классическим музыкантам от Глинки до Шостаковича, второй (поменьше) - современной эстраде. Тут разброс нехилый, от БГ и Летова до шансона и шоу "Голос". Серия эссе на классические темы действительно хороша - даже я, человек, от классики несомненно далёкий, читал, не отрываясь. Рондарев умеет заинтриговать читателя какими-то малоизвестными, а зачастую и парадоксальными фактами, привлечь юмором, и всё это с претензией на беспристрастность. Ещё одно ценное качество - широкий кругозор и знание исторического контекста, позволяющее объяснить многие события и поступки героев книги.

Есть и ложка дёгтя. Это язык, излишне заумный и наукообразный. Надеюсь, найдётся человек, способный объяснить Рондареву, что если он не употребит лишний раз словечко "эксплицитный" и т.п., то мир не перевернётся. Иной раз кажется, что тот же текст можно переписать более простыми словами и предложениями, и он станет куда яснее и короче, не потеряв своей содержательности.

Второй блок статей, посвящённый уже современной музыке, понравился мне куда меньше. И я, кажется, даже могу объяснить, почему. У меня сложилось впечатление, что герои статей: БГ, Цой, прости господи Паук, равно как и то и дело мелькающие в тексте Кинчев, Шевчук и пр., Рондареву не особо-то и интересны. Скорее, они выступают поводом для очередного разговора о русской музыке. И разговор этот носит не музыковедческий, а, пожалуй, социологический или культурологический характер. С другой стороны, говорить о творчестве Шнура в той же плоскости, в которой автор рассуждал о Рахманинове и Мусоргском, было бы более чем странно. Но, увы, есть и ещё один тревожный звоночек. Автор, похоже, знаком с ними весьма поверхностно (иначе не стал бы употреблять стабильно одни и те же примеры), что ведёт к излишнему упрощению, и в результате герои нашей современной музыки выглядят слишком плоско и одномерно, а именно так, какими их хочет видеть товарищ Рондарев. А при таком раскладе пресловутой объективностью уже и не пахнет.

И, как бы то ни было, даже при всех недостатках, эта книжка задаёт для нашей музыкальной журналистики высокую планку, до которой, увы, не все могут допрыгнуть.