Больше рецензий

boservas

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

11 июня 2019 г. 20:46

7K

4 Если не хочешь быть жертвой обмана, обманывай сам

С классиками я обычно дружу, с легкостью принимая язык и стиль большинства из них. Но вот с Бальзаком не все так радужно, его я, признаюсь честно, местами недолюбливаю. В чем же причина, задаю вопрос самому себе, и нахожу ответ. А ответ у меня такой - слишком много воды.

В романах и новеллах Бальзака слишком много самого Бальзака. Безусловно, автор должен присутствовать в своих произведениях, но его присутствие должно быть деликатным и ненавязчивым, желательно, чтобы читатель не особенно и замечал его. Увы, у Бальзака так не получается - он говорит, говорит и говорит, превращая чтение своих довольно незамысловатых историй в нескончаемый поток слов, за которыми порой теряется нить действия. Хотя, возможно, он делал это по той же причине, по которой Дюма устраивал гигантские диалоги в своих романах, ведь парижские издатели платили за строчки, так что сегодняшнему читателю приходиться расплачиваться за уплаченное по счетам классикам, когда они ими еще не были.

Переплывая очередную стремнину авторского красноречия, наполненную совершенно необязательными рассуждениями о подвернувшемся под руку предмете, ждешь: ну, когда же начнется действие. Вот ты терпеливо продираешься через бурелом лишних слов, вот что-то стало происходить и тут автор вспоминает, что уже 3 или 4 страницы не было его рассусоливаний, и он снова берется за привычное дело, либо накатывая десяток страниц от себя, либо вкладывая длиннющий выспренний монолог в уста очередного героя, которому по его воле суждено стать глашатаем набора глубоких мыслей.

Такой стиль превращает чтение в довольно нудное занятие, по крайней мере, так дело обстоит у меня. Поэтому на книгу Бальзака у меня уходит в полтора раза больше времени, чем на книгу того же объема менее занудного автора.

Так вот, писатель из Бальзака - занудный, но психолог очень даже качественный. В 1835 году, когда вокруг бушевали страсти романтизма, он умудряется писать такие психологически достоверные реалистичные тексты. Он показывает главную силу, которая движет людьми, наполнившими огромный город, эта сила - обман. Все действующие лица книги упражняются в искусстве обмана ближних своих, все лгут, все пускают пыль в глаза, все пытаются надуть друг друга. Эта единственная линия поведения, пригодная для выживания в этом вертепе.

За почти 200 лет ничего не изменилось, если вы возьмете любую ограниченную группу людей, например, в Москве, вы увидите те же страсти, то же желание обвести, обмануть и приобрести на этом выгоду. В этом отношении роман Бальзака можно использовать как лекало сегодняшних моделей человеческих взаимоотношений.

В романе миру обмана и лжи, который представляют все, противостоят две фигуры - старика Горио и молодого честолюбца Растиньяка. Эти фигуры тоже не безупречны, им тоже приходится на страницах книги и лгать, и изворачиваться, но для них еще существуют какие-то святые истины, и они не готовы торговать самым дорогим, что имеют - любовью.

Но безжалостный автор-правдолюбец не оставляет им шансов, Горио погибает, убитый своей же безусловной отеческой любовью, а Растиньяк принимает вызов огромного монстра, соглашаясь играть по его правилам.

Кроме того, в книге проводится еще одна идея, которую много позже сформулируют педагогические психологи, суть которой в том, что чем больше сил, средств и жертв вкладывают родители в своих чад, тем с большей долей вероятности им удается вырастить жестоких и эгоистичных монстров потребления - старик Горио предупреждает их от такой неумеренной благодетельности, но тщетно, классику у нас мало кто читает, а из тех, кто читает, не каждый способен понять, о чем это было....

Прочитано в рамках игр "Борцы с долгостроем" и "Killwish"

Комментарии


При чтении этого романа мои мысли вращались вокруг важности постижения человеком главнейших из искусств: искусства любить и искусства быть. К сожалению, главному герою не удалось их постичь.

На мой взгляд, прежний успех Горио и его печальная участь в старости имеют одни и те же корни, лежащие в безудержном стремлении к золотому тельцу. Говоря словами Фромма, герой сделал свой жизненный выбор в пользу обладания, а не бытия. И результатом такого выбора стала жизненная трагедия. Даже на смертном одре отец Горио бредил о том, как он поедет куда-то в Одессу, заработает миллионы и купит любовь своих дочерей. Спасение он видел не в развитии души (бытии), а лишь в деньгах (обладании).

Постижение же искусства любить возможно лишь при продуктивной ориентации характера, направленной на бытие, а не обладание. Кроме того, если человек способен на плодотворную любовь, он любит и себя, дорожит своей целостностью и индивидуальностью. Если же он способен любить только других, он не способен любить вообще. Полностью растворившись во взрослых дочерях, живя исключительно их жизнью и находясь в пагубной симбиотической зависимости от них, герой совсем потерял себя, а это обязательно приводит к негативным последствиям.


Что касается старика Горио, все правильно, отточенное на оселке теории Фромма. Но, мне кажется, большое количество других "любовей", присутствующих в романе, имеет схожую природу.

А я сначала не понял, кто это такой зелёный незнакомый мне первым лайкнул :)))


На способность любить оказывает большое влияние тип характера человека. Но в основе индивидуальной психологии всегда лежит психология социальная. Если же большинство членов общества имеет какие-то общие черты характера, то речь идёт о так называемом социальном характере. А при преимущественном проявлении у людей негативных аспектов этих общих черт, данное общество можно считать больным.


Boservas, кто из писателей написал на тему "все лгут" компактнее и убедительнее, чем Бальзак? За последние 200 лет или, быть может, до него? Как вы прокомментируете мнение Ludmila888 ("Отец Горио" не первый год в моих "хотелках")?


Мнение Людмилы я уже прокомментировал, а "хотелки" нужно превращать в прочитанные книги, так что смело можете браться ЗА. Те элементы стиля Бальзака, которые неудобны мне, возможно, Вам таковыми не покажутся.


Согласна, он многословен, Бальзак. Но мне мешает не это, а какое-то неприятное неуважение автора к людям. Враньё может быть прекрасной креативной силой:) Не уверена, что у меня получается сформулировать это ощущение в словах... Мне то и дело хочется обратиться к автору со словами: "Honi soit qui mal y pense". Людям нужны иллюзии, особенно иллюзии собственного совершенства. Иначе жить невозможно же! :) Впрочем, основываюсь на опыте "Шагреневой кожи" и "Блеска и нищеты...", то есть, других эпизодов "Человеческой комедии". К "Горио" только подступаюсь.