Больше рецензий

RondaMisspoken

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

4 июня 2019 г. 07:40

108

2

Дебютный роман Хелен Уолш, написанный писательницей в двадцать семь лет на основе личного изобилующего в том числе и экспериментами с наркотиками опыта, позволил женщине громко заявить о себе, снискав хоть и неоднозначную реакцию критиков, но в целом встретив очень теплый прием читателей. Не в меньшей степени такому принятию способствовала сопровождающая публикацию романа немногословная, но яркая и неоднозначная биография автора, провоцирующая множество провокационных вопросов, еще больше подогревающих интерес аудитории не столько к заложенным в книге смыслам и вопросам, сколько к деталям описываемых событий, особенно касающимся сексуальных опытов с женщинами...
Первое знакомство с главной героиней книги Милли О'Рейли, девятнадцатилетней студенткой университета Ливерпуля, проходит в не самой приятной и располагающей обстановке: пребывающей под действием алкоголя и кокаина девушке сегодня невероятно повезло и на улице ей удалось снять проститутку, с которой они и направляются на кладбище, чтобы пристроиться на одной из плит и произвести расчет с оказанием соответствующих услуг, несколько отличных от рутинных обязанностей жрицы любви. Быстро удовлетворив похоть и желание, Милли стремглав убегает подальше от импровизированного ложа любви, презирая попутно и себя, и еще наводящую прежний вид девицу. Но сегодня пятница, поэтому мрачные мысли надолго не задерживаются в голове девушки, к тому же она договорилась о встречи со своим лучшим другом Джеми, с которым ее связывают очень крепкие и теплые чувства. Джеми немного опаздывает, отчего Милли безусловно будет в бешенстве, не забыв высказать язвительную претензию, но такая мелочь не в силах испортить его приподнятое настроение, ведь он решился сделать предложение Энн Мери. Однако новость не производит должного впечатления на его собеседницу, даже наоборот, вгоняет в депрессивные мысли: и нет, дело здесь не в неразделенной любви и прочей розовой ереси, просто Милли уверена, что ее лучший друг достоин гораздо большего, чем эта особа, о которой ходят разные слухи. И кажется, именно с того вечера главная героиня окончательно попадает в замкнутый круг алкоголя, наркотиков и секса в попытке вырваться из этого мира...
Аннотации книги гласят, что она якобы "о поиске своего "я", сложно согласиться с этим утверждением, наверное, в первую очередь потому, что эти поиски не тянут даже на генеральную уборку в комнате, не говоря уж об археологических раскопках, если проводить сравнение по проработке собственной личности: алкоголь, наркотики и секс в этом, в принципе, помогают, расширяя сознание и переводя его в другое измерение, но здесь как-то с подобными трипами глуховато. О чем точно вполне доступно и понятно рассказывает данное произведение, так это непреложная истина о том, что в современном мире можно очень легко и быстро продать и купить все, что захочется: конечно, в зависимости от качества товара будет соответствующая стоимость, но в пределах определенной цены можно найти целый круг потенциальных покупателей. Конечно, в таком мире совершенно невозможно найти место для чего-то настоящего и искреннего, не в последнюю очередь из-за какого-то безудержного распространения воздушно-капельным путем среди людей чувства зависти, которое не только не дает порадоваться за другого, но и не позволяет также поделиться какой-либо радостью, чтобы не спровоцировать очередной приступ, и деньги в этом сыграли немаловажную роль. И уж тем более сложно представить о выполнении какой-то услуги по мановению душевного порыва или из чувства сострадания, не требующих ни платы, ни какого-то символического обмена. Вот кому действительно сложно дать деньги, так это самому себе, что не получается и у главной героини, которая пытается купить себе хотя бы мимолетное счастье, спокойствие, радость, но и это у нее не выходит, потому что она все равно осознает кризис своей личности, решать который нет никакого желания точно так же, как и писать курсовую.
Во время прочтения романа очень явно ощущается влияние на автора таких классиков контркультуры как Буковски, Палланик и в особенности Ирвин Уэлш: оно проявляется и в разбиении повествования на куски, описываемые разными действующими лицами, и в особой детализации при описании алкогольных и наркотических приходов, и в настроении произведения в целом, которое противопоставляет себя всему окружающему миру. Но, как ни парадоксально, именно последнее и портит все впечатление от книги, как будто она и писалась просто для того, чтобы противопоставиться чему-то более классическому а'ля Джейн Остин и т.д., где якобы нет ничего актуального ныне, а вот этот роман на злобу дня, чуть ли не готовое решение вечного вопроса для проблемных подростков. Эта открытая оппозиция и главной героини, и автора проявляется самым несуразным образом лишь бы только пойти вразрез с чем-то привычным, особенно это касается решения вопроса используемой лексики. Складывается ощущение, что сначала была создан текст в общеупотребительных словах, которые потом чуть ли не методом тыка были заменены на просторечно-разговорные, где-то и вовсе переделаны на нецензурную лексику, но даже замену сделали крайне правильно и чопорно с помощью настройки "заменить на для всех объектов одного вида", настолько они какие-то натянутые и неестественные. Вспоминая тех же авторов выше, у всех них даже самый отборный мат ложится на лист легко и просто, а самое главное используется не для того, чтобы подчеркнуть неформальность общения героев, а для создания в их беседах и монологах особого настроения и эмоций, не поддающихся описанию обычными словами.

Рекомендуется: смущать хороших девочек.
Опасно: тонким ценителям жанра контркультуры.