Больше рецензий

3 июня 2019 г. 09:01

633

4.5 Человек человек дьявол?

Мне очень хотелось поставить этой книге высший балл. Но примерно после трети прочитанного я поняла, что скорее всего этого не случится. При всем при том, что Яну Мортимеру удалось создать из заезженного уже сюжета о путешествиях во времени весьма и весьма небанальный его вариант. При том, что мне ни на минуту не было скучно. При том, что у повествования довольно таки красивый и не бедный язык. При том, что книга читалась очень легко. При все при этом автор все таки кое-где налажал. Вроде бы мелочь по сравнению с тем списком, куда отправляются плюсики, которые я выставила произведению, но даже один маленький минус смог подпортить общее впечатление. Он настолько маленький и незначительный, что мне даже на какое-то мгновение стало обидно за автора - как так - написать хороший, качественный роман, продумать сюжет, героев и даже привнести в него кое-какую мораль и допустить глупейшую оплошность там, где казалось бы ее быть не должно!? Но обо все по порядку.

Книги с путешествиями во времени - это моя слабость. Конечно, я больше люблю сюжеты, где подобные кульбиты доставляют героям и читателям радость и смех - что-то вроде того, как это происходит в фильмах "Назад в будущее" Роберта Земекиса и Стивена Спилберга или в "Пришельцах" с Жаном Рено. Но уже исходя из аннотации, становится понятно, что в "Заложниках времени" подобное веселье и легкость нам не светит. На дворе бушует чума. Она без зазрения совести косит города и поселки, не жалея ни детей, ни стариков, не делая различий между богатыми и бедными, между грешниками и праведниками. Перед лицом черной смерти все равны. А точнее - все бесправны.

Костлявые ее руки уже практически сомкнулись на горле наших главных героев братьев Джона и Уильяма, когда судьба дарует им необычную возможность. Они больны - это факт. Чумные бактерии уже пробрались в их организмы и начался необратимый процесс умирания. Они могут пойти домой чтобы умереть в кругу родни, а могут оставшиеся до кончины шесть дней провести в путешествиях по будущему. Предложение настолько заманчивое, что братья ни на секунду не сомневаются, что исходить оно может только от дьявола. Но тем не менее соглашаются. И я их вполне понимаю. Кто бы согласился вернуться домой и возможно принести в свою семью не только ту беду, которая связана с их собственной смертью, но и с тем, что, ухаживая за ними, заразятся их домочадцы?

Дальнейшее напоминает мне игру, в которой то, сколько клеток на игровом поле ты должен будешь пройти, определяется бросок черно-белых кубиков. Для Джона и Уильяма один бросок - это ровно 99 лет. И так шесть раз. Перенесясь из 1348-го, они побывают в 1447, 1546, 1645, 1744, 1843 и 1942-м годах. Буквально на один день. Чтоб только одним глазком взглянуть на то, как будут жить после них, каким станет мир и люди, его населяющие. Описывая 1348-й год, разгул чумы и прочие "прелести" Средневековья, Ян Мортимер постарался на славу. Ему удалось создать очень четкую, яркую и атмосферную картинку. В кое-каких сценах ему удалось так живо передать тот ужас и страх, который перед лицом черной болезни испытывали люди, что я невольно содрогнулась. Эта хворь обезображивала не только тела люди, но и души. Опасаясь того, что кто-то может принести чуму в его дом, люди полностью утрачивали все человеческое и начинали жить по принципу "человек человеку дьявол". Меня до глубины души потряс поступок одного из братьев, который не смог оставить младенца, родители которого умерли от чумы, погибать на дороге. И так же я была шокирована тем, что потом с этим младенцем сделала кормилица...

Настолько хорошо автору удалось изобразить средневековый период, что я ждала таких же ярких впечатлений от его описаний остальных временных путешествий. Но, увы, здесь вышло похуже. Я понимаю, что в замысел автора не входило широкое и масштабное изображение последующих эпох, но те года, куда братьев забросило, были обрисованы уж как-то слишком куцо. Ну да ладно, с этим тоже можно смириться. Меня больше всего удивляло то, как герои Яна Мортимера реагирует на то, что видят в будущем. Они уж как-то слишком спокойно и флегматично воспринимают все достижения прогресса и техники. Конечно, определенное удивление и восхищение присутствует, но как мне кажется, человек из 1348-го года, попав в 1942-й, был бы шокирован гораздо больше, чем Джон.

И с этим вполне можно было бы мириться, списав на то, что наш герой морально и физически истощен и у него просто нет сил изумляться жизни в будущем. Гораздо большая проблема была в том, что Джон мыслил и разговаривал не как человек из XIV века. В некоторых его мыслях и словах проскальзывали определения, которыми может оперировать только современный человек. Например, описывая улицы 1843-года, он употребляет выражение "в витринах были выставлены пакеты"! Ну какие пакеты, Карл!? Джон - это обычный работяга из XIV века! Мало того, что он волею Яна Мортимера наделен не абы какими математическими и логическими способностями, так он еще и оказывается необычайно способным к впитыванию новой информации в наше время, к философствованию и т.п. Мне кажется, что автор тут слегка хватил лишка! Либо ему нужно было делать своего героя не простым каменщиком, а кем-то более просвещенным для своего периода, либо более выверенно подавать текст читателю. Именно этот недочет не позволил мне поставит книге высшую оценку - я не видела в Джоне путешественника из прошлого!

Особо мне понравилась мораль, которую автор вложил во всю эту историю. Любой наш поступок, даже самый незначительный имеет последствия. Не только для нас, но и для многих других людей. Даже для тех, о существовании которых мы не знали. Поступки как лучи солнца тянутся во все стороны и освещают многое из того, что недоступно нашему глазу. Джон должен был умереть в 1348-м году, но его решение не идти умирать домой было настолько важным, что его след протянулся до 1942-го. Если бы Джон пошел по пути наименьшего сопротивления и решил умереть в кругу семьи, многие люди просто бы не появились на свет. История могла развиться абсолютно по-другому сценарию. От казалось бы незначительного решения многое в мире могло просто не произойти. Мы каждый день принимаем крошечные решения вроде того, где перейти улицу и в каком магазине купить хлеб, и не осознаем, что наши поступки сообща с другими такими же мелкими, куют историю этого мира...

Книга прочитана в рамках 3-го тура игры "KillWish"