Больше рецензий

31 мая 2019 г. 20:06

265

2.5

Непонятно, кто и на каком основании решил, что эта книга - одна из лучших книг 2006 года, так как "лучшие" обычно на слуху и где-то более-менее часто встречаются и маячат. Тот факт, что на сбор информации и написание этой книги было потрачено 25 лет, конечно, не может не восхищать (завидная заинтересованность и упертость), но то, во что это в итоге вылилось, вызывает разочарование. 25 лет ради книги, которую легко читаешь, но при этом регулярно прикладываешь руку ко лбу и закатываешь глаза.
Выбранная тема очень должна "брать за душу" - все, что про детей, очень любят. Про голодных детей - любят вдвойне. Более 800 детей отправили из Петрограда в отдаленные части страны, сначала на Урал, а затем и во Владивосток. Описания того, как они собирались в путь-дорогу и прощались с семьей и родным домом, достаточно трогательны. Выглядит как прекрасный зачин для трагедии. А дальше начинается блокбастер, элементами которого автор отнюдь не брезгует. Совершенно внезапно, как супергерой, появляется Райли Аллен с щемящим чувством в груди и решает во что бы то ни стало спасти, уберечь несчастных детей. Вот не жилось спокойно мужику в своем Гонолулу. А кого спасать-то? 800 детей - это ведь какое-то непостижимое уму количество, но в процессе чтения нельзя отделаться от чувства, что их не более 50. Липовецкий любит приводить выдержки из разговоров, письма и части дневников лишь определенных из них, постоянно мелькают одни и те же имена. Но даже такие методы не вызывают чувства сопричастности и сопереживания.
Из Владивостока дети, их воспитатели и два волонтера из Красного Креста отправляются "домой", но очень кривым путем, выбранным небезосновательно. Впереди - два океана, Япония, Америка и Европа. Звучит как приключение, но по факту им не является. Также, как и не является Одиссеей, вынесенной в название.
Цель любой Одиссеи - трансформация, переживание себя. Здесь трансформации не произошло, в каком состоянии уехали из Петрограда, в таком и вернулись (не считая того, что повзрослели).
Что с историческим фоном событий? Ведь в России происходят серьезные перемены. Как дети могли пережить убийство царя? Неужели они не знали и не обсуждали это? Или их заботила только их житуха-бытуха? Мир рушится, все кардинально меняется, но ни словечка об этом. Ни единого.
Книга, вызывающая дискомфорт на физическом уровне - от этого кривого-косого повествования начинает сводить пальцы, хочется постоянно менять позу, распечатать весь текст и безостановочно править-редактировать всю эту кипу, приводя ее в удобоваримый вид.
Вроде как автор пытается следовать хронологии, благо, материала там навалом, но постоянно отклоняется на всякие неуместные ремарки, сентиментальные пассажи и чудовищно плохие и наигранные диалоги. Зачем пытаться воспроизводить диалоги, которые точно не звучали, зачем делать это, если ты не можешь? Зачем вводить элементы нелепых блокбастеров и упоминать "проницательные и хитро прищуренные глаза"? Откуда он знает, какие были глаза? Все это лишь портит, превращает действительно ценный и эксклюзивный материал в беллетристическую дешевку.
Автор документального произведения должен быть максимально отстранен. В данном случае лучше было бы, чтобы автор никак не выказывал своего отношения к происходящему, а лишь описывал события, оперируя сухими фактами. Был бы своего рода "пустым знаком", не имеющим означающего. Здесь же автор постоянно пытается навязать свое мнение. Качественная документальная литература - это когда дух захватывает от осознания реальности сюжетов, но такая книга должна быть написана исключительно талантливым рассказчиком.
И эта книга действительно могла бы стать литературно-историческим подвигом, как ее окрестил Познер, но сейчас она, увы, не представляет собой ни литературу, ни историю.

Долгая прогулка-2019, бонус мая.