Больше рецензий

21 мая 2019 г. 11:48

3K

4 Муза и тайна

Уилки Коллинз обычно уверял друзей, что все истории, которые он описывает в своих сенсационных романах, основаны на реальных фактах из жизни. Так, знаменитая пьеса «Сестры-близнецы», благодаря которой он познакомился с Диккенсом носит подзаголовок «Подлинная история».
А дочь Чарльза Диккенса и жена брата Уилки Коллинза - Кэти, рассказывала историю о таинственной незнакомке, которую писатель со своими друзьями встретил, гуляя по ночному Лондону. Эта встреча стала толчком к созданию романа «Женщина в белом».
Свой третий роман тогда еще молодой писатель начинает с загадочного вступления:
«О чем буду я писать? О событиях, случившихся немного более года назад…
Я хочу написать мои признания и рассказать историю проступка, не важного в его начале, виновного впоследствии, гибельного в его результате… Я рад был бы надеяться, что искренний и откровенный рассказ мой обнаружит и причины, которые могут извинить меня. Когда эти страницы будут найдены после моей смерти, ...
Брызги набегающих на берег волн блестят в глазах, все звуки радуют слух в ту минуту, когда перо выводит первые строчки, начинающие историю моей жизни».
Единственная биография, написанная при жизни писателя, приводит этот отрывок, из чего можно сделать вывод, что писатель не возражал против того, чтобы история о молодом человеке, которые встречает в омнибусе девушку, влюбляется и тайком от всех женится на ней.
Но более тщательные исследования неизбежно доказывают, что подобного факта в жизни Уилки Коллинза не было. Можно допустить, что писатель невероятно методично уничтожил все свидетельства и всех очевидцев этого инцидента. А ведь жизнь Коллинза была буквально как на ладони, благодаря его бесчисленным письмам матери, младшему брату, Диккенсу и немногочисленным друзьям.
Зато биографы обращают внимание на тот факт, что роман имеет посвящение Неду Уорду. Очевидно, идея написать роман о тайном браке, как это довольно откровенно сделали российские издатели, переименовав роман из «Василия» в «Тайный брак», был вдохновлен помолвкой Неда и Генриетты Уорд, хотя брак был заключен лишь спустя время, уже после публикации романа.
Вероятно, сюжет романа включает несколько историй, главной из которых является любовь Уильяма Холмана Ханта к модели Энни Миллер. Молодой художник встретил неграмотную девушку с ярко-рыжими волосами и удивительным магнетическим взглядом. Он влюбился и на протяжении 13 лет они жили вместе.
Хант оплатил образование Энни и готовил девушку к моменту, когда она может стать его женой. Но когда девушка набралась манер и могла себя уверенно вести в обществе художников, она завела роман с одним из ведущих прерафаэлитов Данте Габриелю Россетти. Из-за своей яркой внешности, Энни стала настоящей музой для большинства прерафаэлитов.
После разрыва с влюбленным в нее Хантом, девушка рассчитывала, что сможет добиться признания и окружить себя армией поклонников, но этого не случилось. Большинство друзей Ханта, хорошо понимали женские хитрости и намерения. Спустя несколько лет Энни сумела влюбить в себя одного из лондонских аристократов, от которого родила двух детей.
Хант продолжал страдать от неразделенной любви. Еще во время идиллии он изобразил Энни в своей картине «Пробудившийся стыд», а после ее измены, перерисовал лицо. Но влюбленный по-прежнему жил в комнате, которую когда-то снимал для обоих. Именно поэтому описание гостиной Шервинов из романа Коллинза, столь реалистично, словно он описывал то, что видел собственными глазами:
«Все было гнетуще новым. Дверь с блестящим лаком треснула, словно пистолет, когда ее открыли; бумага на стенах, с ее безвкусным рисунком птиц, решеткой и цветами, золотыми, красными и зелеными на белой земле, еще не выглядела почти сухой; эффектные белые и небесно-голубые занавески и все еще эффектный ковер из красного и желтого цветов, казалось, будто они вчера вышли из магазина; круглый стол из розового дерева был в ужасно полированном состоянии; книжки с картинками в Марокко, которые лежали на нем, выглядели так, словно их никогда не перемещали и не открывали с момента их покупки; ни один лист даже музыки на пианино не был собачьим или носимым». (Василий, часть 1, Х, стр. 61)
картинка Vldmrvch
Уильям Холман Хант "Пробудившийся стыд"