Больше рецензий

DmitryKv

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

21 мая 2019 г. 03:41

1K

5

Это может кого-то удивить, но данная книга напомнила мне другую книгу по психологии под названием «Мой голос останется с вами» (My Voice Will Go with You: The Teaching Tales of Milton H. Erickson). Эти две книги не объединяет какая-та чёткая идея, но если я ничего не путаю, обе книги отвергают идею наказания, проявления репрессий в любом виде по отношению к какому-угодно человеку, т.е. предлагают искать альтернативные пути управления (в положительном смысле) людьми независимо от возраста и пола. В данной же книге автор предлагает довольно радикальную идею отказа, как от наград (физические или словесные), так и от наказаний, от палки и от морковки. И как мне кажется, либо сама эта книга, либо, в конце концов, просто идеи, что высказываются на страницах оной, нашли применение в европейском и американском обществе в XXI веке. Это тот случай, когда в европейских странах полностью упростили физическое наказание при воспитании детей, что многих людей из менее благополучных стран всегда удивляло (нет, эксцессы везде случаются, но я не говорю об исключениях, я говорю о правиле).
Итак, автор начинает с идей бихевиоризма и применение этих идей при воспитании детей или в отношениях «работник-работодатель». Суть их проста: награда и наказание служат инструментами достижения поставленных целей, будь то по отношению к сотруднику или ребёнку. Так как я никогда не считал, что радикальный бихевиоризм работает также хорошо на практике, как это предлагается в теории, я уже изначально был согласен с автором по этому вопросу. Да взять те же деньги, как инструмент повышения производительности. Всегда ли это так? Как говорит нам и менеджмент и психология: лишь до определённого уровня. Т.е. на определённом этапе деньги перестают играть такую важную роль, и на первый план выходит удобство, комфортная обстановка, социальные вопросы и так далее.
Далее, и это займёт фактически всю книгу, автор будет раскрывать свою идею отказа от наград и наказания. И здесь нужно быть готовым к огромному количеству примеров. С одной стороны, это хорошо, т.к. автор приводит убеждающее-крупное количество самых разнообразным примеров, но с другой, может показаться, что автор добавляет излишнее количество текста. И в принципе, тут можно согласиться. Книга действительно могла быть вполовину меньше, не потеряв при этом ничего ценного.
Я согласен с главным посылом автора, да и примеры что приводятся в книге, выглядят довольно убедительными. К примеру, награда/наказание способны лишь на краткий период повлиять на действия человека, но когда угроза исчезает или награда больше не появляется, то пропадает и стимул, что ведёт к остановке нужного поведения. Вместо этого автор предлагает задуматься над вопросами, почему у человека такое поведение. Возможно, учитель преподносит предмет сухо и скучно или поведение школьника объясняется трудностями в семье или задания излишне сложные/лёгкие. Т.е. мы начинаем уже размышлять над конкретной проблемой, искать свой особый ответ, а не пытаться решить все проблемы одним методом – методом кнута и пряника. Автор пишет, что философия награда/наказание основывается на позиции «начальник – подчинённый», т.е. мы не слушаем другую сторону, а только выдаём приказы (сделает это, иначе будешь наказан/получишь награду). Автор же предлагает подходить с позиции равенства, дать автономию, а значит пытаться понять поведение и только потом изменить, но, не прибегая к инструментам, которые даёт власть. Т.е. не заучивать, а понимать. Как пишет автор, если мы начнём понимать поведение людей, то сможем находить альтернативные варианты решений, а не будем пытаться решить каждую проблему, используя лом, ибо либо страх пройдёт, либо морковки закончатся и тогда старое поведение вернётся назад. Однако когда сами люди меняют своё поведение, не зависимо ни от награды, ни от наказание, такое изменение является постоянным и уже не повлияет от вышеназванных факторов.