Больше рецензий

Inku

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

16 мая 2019 г. 22:00

502

3.5

Любым обществам свойственна не только и не столько ненависть к конкретному Другому, сколько потребность в этой ненависти и,как следствие, потребность конструировать этого Другого с тем, чтобы эффективно его ненавидеть.

Заявленная тема книги — историко-антропологическое исследование в духе «Анналов» о марранах, или конверсо, — испанских евреях, перешедших в католичество. Меняли веру они, конечно, не от хорошей жизни. Не помогло:

Иудеи были очевидным Другим, защищенным патристическим и каноническим требованием сохранить их до Второго пришествия как свидетелей, одновременно защищенным и отделенным папскими и королевскими законами и стенами своих кварталов — худерий, высвеченным обрядовой практикой и языком. Конверсо потеряли защиту статусом «свидетелей», законом или дистанцией и стали сближаться с большинством, не избавившись еще — в первых поколениях — от чуждости этому большинству. А большинство — и его элита — реагировали попытками эксплицировать и формализовать эту интуитивно ощущаемую чуждость, попытками аутинга и конструирования Другого самыми разными способами: погромами, доктриной чистоты крови, инквизицией.

Книга во многом основана на материалах инквизиционных процессов — знали бы инквизиторы, что для будущих историков они окажутся самыми настоящими полевыми антропологами. Впрочем, рассказ не ограничивается Испанией и XV веком, и правильнее было бы называть книгу сборником очерков о религиозном быте, практиках и нравах еврейских общин в разных странах Европы (с периодическими экскурсами в Новый свет) от позднего Средневековья до Нового времени: каково это — жить в условиях расколотой идентичности и под постоянным давлением, не только инквизиции и светских властей, но и соседей, слуг и даже членов семьи?

Ключевой вопрос монографии — были ли евреи-выкресты «криптоиудеями», то есть продолжали скрытно отправлять иудейские обряды, и, соответственно, клятвопреступниками и еретиками — а значит, инквизиция была в своем праве, преследуя их; или гоим гмурим, ассимилянтами, отпавшими от истинной веры, — а значит, перед нами первая массовая манифестация того самого антисемитизма не по вере (каким он был в Средние века), а по крови, что привел в XX веке к Холокосту.

Как считает автор, однозначного ответа дать невозможно: источники слишком амбиваленты и могут быть прочитаны как в одну, так и в другую сторону. Все зависит от того, что исследователь будет считать пригодным прошлым. Поэтому она выбирает «третий путь» и предлагает говорить о новой этноконфессиональной идентичности, марранмзме, сочетающем в себе идеи и практики как христианства, так и иудаизма, — религии тайной, приватной, проводниками и хранителями которой являются преимущественно женщины.

Читать саму монографию непросто: стоит немного прищуриться, и вылезают (или начинают чудиться?) откровенно антисемитские интонации; чуть меняешь оптику — да нет, нормальное научное исследование, пересказ и анализ источников со всех возможных точек зрения. Интересный опыт.

Традиции жанра предполагают умозаключение в конце: что-нибудь вроде «так история пятисотлетней давности помогает понять...». Но автор удержалась от лобовых обобщений — и я не буду.