Больше рецензий

agata77

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

12 мая 2019 г. 21:16

926

без оценки, потому что очень противоречивые чувства вызвал этот честный роман о временах Гражданской войны.

Это хороший роман о русском народе. Начало двадцатого века. Сначала тихое — житье бытье. Многие перебираются в город, в Москву, где по-разному складываются их судьбы. Братья Павел и Степан попали в услужение к московскому купцу. Строптивый Павел после ссоры уходит. И эта ссора станет для него поворотным моментом. Он найдет место рабочего на заводе. А дальше все просто, большевики - рабочие, Павел станет героем гражданской войны. Брат его более мягкий, его погубит женщина, купеческая дочка.
Судьба сведет братьев в самом конце романа, по разные стороны баррикад, автор на их примере покажет, что победа за Павлом. Большевики - примета нового времени, перемены, которые нельзя остановить. Степан - предводитель крестьянского восстания против продразверстки. (это правда похоже на слово «зверски»?). Восстания, с самого начала обреченного на поражение. Почему? Автор выводит здесь противостояние города и деревни. И деревня обречена. Придут «умные» люди из города, установят советскую власть и крестьяне станут колхозниками, беспаспортными и бесправными, они будут рабами и солдатами.
Я же не вижу эту драму как противостояние деревни и города. Не вижу героизма «барсуков», русских партизан, которые могут жить в землянках годами, и воевать с неприятелем.

Я вижу только русский народ. И в Павле, и в Степане, и в крестьянах, и в купцах, и в рабочих. Я вижу этот народ как единое целое. И честно говоря, тошно мне от этого народа. Противно.

Ой, ой. Как же я так могу. Это же мой народ, я среди них живу. Вот и живу, и вижу, что за сто лет не изменились, такие же точно, как в этом романе от «народного автора».
Тошно мне от их невменяемости, от их глупых речей и еще более глупых поступков. От состояния или пьяного, или с тяжелого похмелья. Жить могут в крайней нищете, в землянке, но пить при этом не бросают, всегда у них самогон есть. От этого вечно пьяного состояния грубость и свинство. Их разговоры, их диалоги, это же грубость и пошлость.

Мне очень тяжело было продираться через этот роман. Не из-за сюжета, нет. Здесь было интересно. И надо отдать должное автору, очень честно. Ничего не прибавил, не убавил, все изложил так, как это и происходило в гражданскую войну.

Мне тошно не от романа, а от русского народа. Вот принято сравнивать с французской революцией, на мой взгляд, не обоснованно. Так вот, у французов тоже были крестьянские бунты против «парижской революции». Да вся страна бунтовала. Самое известное сопротивление — Вандея. И я читала разных авторов о тех событиях. Поскольку Вандея была против победивших, повстанцы изображались в литературе крайне негативно. Крестьян рисовали совершенно дикими придурками на службе господ, попов и англичан. Но, читая такое, у меня почему-то эти бретонцы не вызывали отвращение. При всем старании автора.
А здесь, даже сочувствуя русским крестьянам, даже приняв их сторону, я не могу побороть в себе отвращение. Не знаю, в чем причина. Мне кажется, в пьянстве. В постоянном присутствии спиртного во всей жизни русского народа. И в постоянном хамстве, в отношении к женщине, или брату, или другу, да к кому угодно.

P.S. Не покидало меня ощущение, что где-то я уже испытывала эти чувства. Да, в романе «Угрюм — река» Шишкова. Он о другом времени. Но, вот это отвращение к народному пьянству, там еще меня зацепило, а в «Барсуках» вспыхнуло с новой силой. Не знаю, что мне надо прочесть, чтобы я могла вновь полюбить этот народ и поверить в него.

Прочитано в рамках "Игры в классики", второй тур "Советы классиков". Огромное спасибо за совет читателю Penelopa2 . Необычная, честная книга, полезная для понимания русского народа.

Комментарии


Я рада, что книга так зацепила. Она меня тоже долго не отпускала...

А вот кстати, о пьянстве. Ну допустим, можно сделать скидку на время и тяжелую долю этого самого народа, который заливает свое горе водкой, потому что ничего другого ему исплотаторы не оставили... Но вот у Липатова есть маленькая повесть "Серая мышь", там вполне благополучные 70-е годы и такая же пьянь, распадающаяся на глазах. И честные сельчане относятся к ним с сочувствием и состраданием, ссужая полтинничками на покупку очередного поллитра. Это неизлечимо. Само отношение неизлечимо.


Это неизлечимо. Само отношение неизлечимо.

В том-то и беда. Неизлечимо. И сейчас мои родственники по мужу в Иркутской области пьют и находят себе оправдание. Пьет медсестра, потому что спирт под рукой. Пьет учительница начальных классов, потому что работа тяжелая!!!??? Что это? От сюда и тупость, и лень, и воровство, и ненависть ко всем. Это кошмар, который я не могу понять и принять.


Увы. Заливаются злобой ко всем, кто живет лучше или хотя бы в чем-то лучше. Это ведь чисто наше - "Ты что, самый умный что ли?" А злость хорошо идет под водку.


Согласна на все 100%. И надежды, что это изменится, у меня нет.


Вот извините, конечно, можете ругать меня как угодно, хоть матом, но это Ваше отвращение к русскому народу плохо говорит не о народе, а о Вас, как о представителе интеллигенции. Лично как человек Вы замечательны и прекрасны, я уверен.
А пьянство - это грязь души, которую нужно смыть. Вот смотрите, бывают грязные телом дети. Маленькие грязные дети, которых нужно помыть. Вы же не будете к ним испытывать отвращения, они грязны, не потому, что они плохи, а потому, что шкодливы и малы.
Так и тут, надо не свысока кичиться своей интеллигентской высокодуховной трезвенностью, а с методичным спокойствием из года в год, из века в век способствовать как своему, так и народному душевному и духовному образованию, возрастанию над собой.
Извините, если был излишне резок.


Извините, ничего не поняла. При чём тут дети? Они же не алкоголики. И я не согласна в взрослом человеке видеть ребёнка. Не надо путать бульдога с носорогом. А что до русского народа, это моё личное дело, любить его или не любить. Кто может меня заставить кого то или что то любить?


Признаю, метафора вышла у меня неудачной.
Теперь по сути.
Любить никого заставлять невозможно, да и ненужно. Но и относиться с отвращением к русскому народу ненужно. Вредно. Презрительное отношение к народу - родовая болезнь русской интеллигенции, смердяковщина в чистом виде. Вот и всё, что я хотел сказать, если без метафор.


Я думаю всё взаимно - у Вас отвращение к русскому народу, а у русского народа отвращение к Вам.

Агата не понимает и не принимает суть влияния алкоголя потому и раздражается.
Алкоголь (не путать с алкоголизмом) снимает наносное освобождая глубинность души. Трезвенникам и мелким душонкой людям этого не понять.