Больше рецензий

7 мая 2019 г. 20:12

9K

4 Игра краплеными картами.

Странное дело - эту книгу не возможно отложить. История, рассказанная на ее страницах, не отпускает. Хочется быть там. Хочется дослушать до конца. Хотя в романе нет ни одного положительного персонажа, ни среди главных, ни среди второстепенных лиц. Разве что изобретателя можно занести в условно-положительные. А старичок из квартиры так и вовсе похож на наследника хозяев мотеля Бейтса, которому достался мумия старушки и дар чревовещания. Все происходящее безрадостно, безнадежно. Персонажи словно запутались в слоях сна. Для них нет выхода. Везде тупики и можно переходить только с одного уровня сна на другой, такой же бессмысленный и серый.

Первая встреча основных персонажей была случайна. Они вместе ехали в столицу поездом. Молодой парень лет двадцати и супружеская пара. Успешный коммерсант, его скучающая жена и бедный провинциал. Стрелки вокзальных часов замерли на мгновение и упругим движением дали толчок этой истории. Застучали колеса, задвигались манекены. Началась игра.

Франца провожали на вокзале мать и сестра. Он рад был уехать. Он жаждал свободы. Он молод и грубоват. "Неопытный, неустойчивый, легко соблазнимый". Франц быстро осваивается в столице. Он порхает. Любуется собой. Хищный и слабый. Беспокойный и ведомый. Ищет в лице своей любовницы недостатки. А кто ищет, тот всегда найдет. Упорный мальчик. И везучий.

Марте - тридцать четыре и она скупердяйка. У нее есть богатый муж, большой дом, много нарядных платьев и дорогих украшений, но нет счастья. Марта украсила Францем свою жизнь, как дополнительной кушеткой, выбранной, чтобы не было пустого угла. Помогло не сильно. Она сердится на судьбу. Раньше в ее жизни чего-то не хватало, теперь что-то лишнее. Лишним оказывается муж. Слишком живой. Да и улица Франца "заканчивается тупиком".

Курт кажется самым счастливым из всех троих. Он часто смеется сам и превыше всего ценит улыбку жены. В нем больше от художника, чем от приказчика. Он считает себя обязанным верить в мечту, а вот в воплощение – не верит. Курт улыбается даже от боли. Бывшая подружка называет его "пустяковым". И она права. Он - очень легкомысленный. Эгоистичный. Думает только о себе. Любит и не замечает, что объект любви изменился. Ценит жену за холодность, которую считает лучшей гарантией верности. Самонадеянно считает, что мир рад служить ему, как пес. И он вряд ли когда-нибудь заметит, что он сам - игрушка в руках судьбы.

К достоинствам книги можно отнести необычный финал, пристальное внимание к внутреннему миру персонажей и реалистичное описание их мотивов. А вот метафоры в книге не всегда получается счесть удачными. Они, конечно, оригинальные. Далеко не в каждую голову придет сравнить город с женским платьем. Вот только они казались мне искусственными конструкциями. Тяжеловесности, к счастью, не было, зато метафоры казались лишними и необязательными. Филологические игры вычурности ради, но пока редкие, не смелые. Мне кается, полумеры тут лишние. Надо было или опутывать ими весь текст или делать более легкими и гармоничными. Я много наслышана о стиле Набокова и ожидала большей красоты и большей филигранности в работе со словом. Может, в других книгах найду искомое. Это мое первое знакомство с творчеством автора, не самое удачное, но точно не последнее.

Не хватило Берлина. Границы происходящего очерчены любовным треугольником и все, что не имеет отношения к главным героям, ушло в тень. Как-то все подозрительно благополучно и спокойно в столице. Мне иначе виделась ситуация в Германии после первой мировой. Особенно, после чтения Фаллады. Набоков упомянул вскользь об инфляции, которая обогатила мужа и это, пожалуй, все. Экономическая и политическая ситуации в стране остались за кадром. В центре внимания неотвратимый рок, играющий людьми как марионетками. И невозможность обмануть судьбу - ведь она играет краплеными картами.

Книга прочитана в рамках игр Кот в мешке, Книжное государство, Царь горы.

Комментарии


А я прям радуюсь набоковским метафорам! Но вот сюжеты не всегда интересны.


И с первой книги радоваться начала?) Метафоры интересные, но пока особой радости не приносили, удивляли своей необычностью.


Вот мне необычность то и нравится, неожиданно всегда.
Первая Лолита была давным давно, там меня ничто не радовало ((
А вот Камера обскура зацепила.


Есть у меня подозрение, что не все книги Набокова одинаково хороши. Так что, может, я еще найду книгу, которая меня зацепит. А эта пока - просто хорошая)


И с первой книги радоваться начала?)

я скорее со второй, но на третьей закончила)
чем планируешь продолжить ?)


Неровный автор, да?
Я пока не выбирала. Камера очень часто попадается в поле зрения. Возможно ее возьму или предоставлю выбор играм)


ну вот я готова присоединиться к твоим словам выше,

что не все книги Набокова одинаково хороши.

После Камеры я с воодушевлением взялась за эту и мимо совершенно, равно как и Лолита не привела в восторг


Стиль, язык меняется? Или дело в разных сюжетах и персонажах?


скорее всего второе) вот эта-же история мне показалась уж слишком предсказуемой, даже и поразмыслить толком не над чем


Когда поразмыслить не над чем, можно спросить себя "Зачем автор написал эту книгу?" или "Зачем я ее прочитала?"))


Как вариант, чтобы убедиться, что многое знаешь или что лучшее ( у автора) впереди)


Так вот какую книгу ты у Набокова читала.


Да, решила начать практически с начала) с раннего творчества писателя. а дальше уже расти вместе с ним)


А старичок из квартиры так и вовсе похож на наследника хозяев мотеля Бейтса, которому достался мумия старушки и дар чревовещания.

Хорошее сравнение)))

А мне как и Юле метафоры его очень по душе, филолог во мне кайфует по полной)))

По поводу ситуации в стране, мне кажется, Набоков нарочно опускает это, ему это не нужно. неинтересно, но это имхо чистой воды, не факт, что это так на самом деле)


Так вот в чем дело - в отсутствии внутреннего филолога) ликовать некому. придется вырастить))

Возможно и так. Он их словно поместил в сферу бытового вакуума и внутрь ничего лишнего не проникает. История получилась вполне нейтральная, особо ни к какой стране не привязанная. Он описывал в людях то, что не зависит от географического положения и времени.


руководство начинающего садовода скачала уже?)))

Он описывал в людях то, что не зависит от географического положения и времени.

вот да, у меня именно такое впечатление от его книг, не могу сказать, что это плохо, не стоит все впихивать в одну книгу, кто-то о людях больше, кто-то об истории, хотя я и то, и то люблю)


Пока ищу)
Конечно, не плохо. Возникни к автору любовь с первой строчки, я бы и не заметила, что исторического фона не хватает) Все было бы идеально. Эх, придется приучать себя к его творчеству постепенно)


Успехов))
пусть все сложится значит)


спасибо!


тебя почитаю, а автора нет) не мой это автор.


Неужели тебя он не смог околдовать метафорами?)
Что у него читала?


я у него бросила слушать Камеру обскура... нет, мне мимо он.


Ну, такое тоже бывает)) должен же кто-то быть равнодушен к Набокову)


конечно.))


Далеко не в каждую голову придет сравнить город с женским платьем. Вот только они казались мне искусственными конструкциями.

Это ваше первое знакомство с Набоковым? Просто Набоков любит мимикрически, словно крыло мотылька, подстраиваться под тот или иной пейзаж мысли или текста.
Многие образы в романе - намеренно обыгрывают искусственность, словно бы рельефно, выпячиваясь даже на страницах, отражая тех манекенов в магазине Франца.

Набоков забавно обыграл тут и сказку Андерсена с одноимённым названием, и Американскую трагедию Драйера, не говоря уже о многочисленных перекличках с Идиотом Достоевского ( начало тоже в поезде).

Удачи вам в дальнейшем знакомстве с Набоковым!) А про Берлин у него замечательно - Машеньке и "Защите Лужина".


Да, первое и есть у меня подозрение, что текст романа открылся мне не до конца. Возможно, следует углубить знания в классической литературе и поработать над сенсорными датчиками обнаружения мимикрии)

Спасибо за пожелание удачи! Уверена, она мне понадобиться при дальнейшем знакомстве с творчеством автора. А продолжу я обязательно - Набоков меня очень заинтересовал.

Если без привязки к городам, какие произведения Вы считаете самыми удачными, какое - самое любимое?


Да, первое и есть у меня подозрение, что текст романа открылся мне не до конца. Возможно, следует углубить знания в классической литературе и поработать над сенсорными датчиками обнаружения мимикрии)

Знаете, в случае с Набоковым, в этом нет ничего постыдного, что что-то понимается не до конца) Набоков вообще говорил, что книги ( косвенно кивал на себя), нужно не читать, а перечитывать.
На самом деле, если читать Набокова так, как мы все привыкли, как того же Достоевского, Камю, Ремарка и т.д., при всей моей любви к ним, то можно сразу сказать, что 60-70% смысла, тайного текста да и сюжета, останется незамеченной.
Просто у него есть особые "маячки" и узоры, за которыми нужно следить, и вот тогда начнёт проступать удивительное.
Так в во вроде бы простенькой Машеньке, заложен удивительный и тайный узор, и если его уловить, то благодарный читатель получит бонусом фактически ещё один роман в романе ( и по той же цене!!)), и совершенно иной смысл, совершенно фантастический в своём трагизме.
Ладно, что-то я увлёкся, простите) А вот про сенсорные датчики... хорошая мысль.

Какие самые удачные и любимые? Хорошо поставлен вопрос)
КВД - сам Набоков считал самым лёгким и резвым жеребёнком среди его русских романов.
Люблю "Камеру обскура", как намеренно написанную Набоковым вещь в кинематографическом стиле. Это одно из первых его приближений к будущей Лолите, правда, без мерзости: женатый взрослый и 16-летняя девушка.
Но Набоков не был бы Набоковым, если бы и здесь не проработал иные смыслы и трагедии ( совершенно чеховский трагизм маленького ребёнка этого человека, скучающего по отцу неразумному).
А так, среди русских вещей у него шедевры совпадают с моими любимыми вещами у него: в них уже есть не просто красота жизни и стиля, но и прорывы в 4 измерение души и мира: Защита Лужина ( о шахматисте, несколько аутичном и его преданной жене. У Цвейга есть похожий рассказ, но не такой гениальный, как у Набокова роман)
Далее - Приглашение на казнь.Совершенно удивительная вещь, сюрреалистичная, похожая на Кафку, только более поэтичную. В ней сильна тема Достоевского. Тема Достоевского вообще сильна во всех его романах.
Кстати, события романа развиваются в 3000 г. в России.
Разумеется, очень прелестна Машенька. "Дар" - шедевр стиля, но его читать нужно уже после многих вещей Набокова.

Ну и зарубежные его вещи: Из них я бы выделил "Пнин" - один из самых добрых и обаятельных романов Набокова, полуавтобиографичный, про нелепого профессора русской литературы в Америке ( я бы сказал, что это потерянный брат Лужина, из "Защиты").
Другие англоязычные романы Набокова - на любителя.
И, да - избранные рассказы Набокова - это прямо-таки волшебство и русского языка и красоты жизни, во всей её полноте и переплетении с темами Достоевского и даже Булгакова, вообще со всей русской литературой.

Ещё раз, удачи вам)
С Праздником!


Спасибо вам за такой развернутый интересный ответ. Очень вдохновляет на дальнейшее внимательнейшее чтение Набокова )

С Праздником!


Я тоже с любителями метафор постою :) А вообще планирую в этом году к Набокову вернуться :)


да вас уже на целый митинг набралось) или на акцию протеста))
тебе именно в этой книге метафоры понравились?


Да не, так, на кружок ценителей, какие акции протеста? :) Мне просто нравится стиль Набокова, нравится, как он пишет.


Я пока в ваш кружок не вступаю, попробую сначала еще что нибудь прочесть)


Попробуй :) тут уж личное дело каждого, вступать или нет :))


я все время была уверена, что мне понравится, а получилось как то нейтрально. а вступить то хочется)


Тогда просто попробуй ещё ;)


само собой, буду пробовать, пока не пойму в чем прикол)


Пусть в следующий раз будет лучше, чем в нынешний ;)


спасибо) очень на это рассчитываю


Буду держать кулачки. Мне это не удалось


Спасибо!
Успокаивает, что в случае неудачи я буду не одинока)


тсс, нас много, мы просто боимся признаться, что "Король-то голый"


подпольная оппозиция)