Больше рецензий

_Yurgen_

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

7 мая 2019 г. 09:44

648

5 Честность мысли

Пожалуй, наиболее цельное и интересное произведение автора. В нём соединились и удивительная внутренняя дисциплина, и прозрачность научной мысли,
и эмоциональность. В сугубо академических трудах Лидии Гинзбург чувства автора практически отсутствуют, в сухом остатке – грустное рацио, а потому становится скучно.
Иногда кажется, что перед вами не женщина, настолько жёстко, порой безжалостно, Гинзбург судит о людях:

«Есть такая зловредная для жизнеустройства формула: сегодня день все равно пропал, так пойдем уж вечером в кино»

(С. 102).

Не менее резко автор пишет о классиках русской литературы:

«Некрасов замечательный поэт, но очень неровный и беспрерывно оскорбляющий вкус и нравственное чувство слюнявостью»

(С. 117).

Тяжелейшая судьба не отняла у Гинзбург способности мыслить. Она сумела сохранить себя и пронести через десятилетия совершенно особую культуру мышления, не схожую с культурой мышления её учителей-формалистов
(В. Шкловского, Ю. Тынянова, Б. Эйхенбаума). Свои достижения она передала ученикам, среди которых выделяется, прежде всего, поэт А. Кушнер.

Комментарии


Ну, поехали... Вы пишите:

В сугубо академических трудах Лидии Гинзбург чувства автора практически отсутствуют, в сухом остатке – грустное рацио, а потому становится скучно.

С посылкой согласен, с выводом - нет. Я люблю Л.Я. за ясность и конкретность мысли, за дисциплину мышления. Её книги "О психологической прозе" и "О литературном герое" стали моими настольными книгами за последний год, я к ним обращался десятки раз за уточнением, точным определением, разъяснением. Разве можно скучать, читая, например, такое:

Художественное единство центробежно и центростремительно;
оно и ограничено именно своей структурностью. Мы можем гадать о том, что было бы, если бы Гете последовал примеру своего друга Иерузалема. Мы
даже точно знаем, чего не было бы,— «Фауста» или
«Римских элегий». Но нельзя ведь гадать о том, что
было бы, если бы Вертер не застрелился. Вертер — это
взаимодействие сюжетных элементов, включающее в себя
развязку. Вертер и есть тот, кто стреляется.

("О литературном герое", предпоследний абзац)
Это потрясающе тонко и остроумно. И да, Л.Я. - женщина суровая, не скажет - припечатает и только Льву Николаевичу всё прощает...))) А с Кушнером у меня забавная история приключилось. Было это на заре нового тысячелетия... В педагогическом училище, где я учился, проходила встреча с поэтом А. Кушнером, которую организовал мой преподаватель русской литературы, а по совместительству СПб поэт А.Г. Машевский. И вот, представляя высокочтимого гостя публике, А.Г. назвал его лучшим современным русском поэтом, на что Кушнер назвал Машевского лучшим Петербургским поэтом, публика несколько оконфузилась по понятной причине. Забавно то, что сказанные лестные слова были правдой. Спасибо за рецензию, разбудившую интерес к книге.


Спасибо за Ваш интерес. По поводу Гинзбург: дисциплина ума без живого слова мертва, даже в философии! Про психологизм у Чехова замечательно сказано в "Учителе словесности". Это порок всех формалистов от Эйхенбаума до Гинзбург; достижения формалистов велики, но не абсолютны. И потом общий их постоянный снобизм: "Как сделана "Шинель" Гоголя" и т.п. Излишне претенциозно и напоминает работу акробатов.
А Машинский... Ну да, входил в ближний круг Гинзбург и кое-что у неё позаимствовал в манере изложения, мысли у него не новые (я слушал его т.н. лекции); насколько я помню, он вообще из инженерно-технической сферы - это чувствуется. Мне кажется, Кушнер пошутил в его адрес, обыграв крыловскую басню "Кукушка и петух"!). У Кушнера и жена пишет...
А вот то, что Кушнер безуспешно пытается издать архив Гинзбург - трагедия!