Больше рецензий

6 мая 2019 г. 23:57

1K

3.5 Властелин скрипки

Роман Жауме Кабре – это симфонический концерт на 100 музыкантов, а у читателя билет в первый ряд. Его нарядили в смокинг и причесали, в руках у него программка, но есть лишь одна проблема: читатель на симфоническом концерте «Я исповедуюсь» – всё равно что Маугли, отмытый и разодетый, но не знающий алфавита, нотной грамоты и разницы между скрипкой и виолончелью. Так и сидит Маугли, слушая переливы и раскаты классической музыки, - не понятно, но и уйти как-то неприлично.

Сюжет романа «Я исповедуюсь» строится на истории создания и перипетий перехода от владельца к владельцу скрипки «Виал» скрипичного мастера Лоренцо Сториони. Скрипка безупречна, а её судьба трагична и наполнена всеми человеческими пороками и горестями. Читателю более подробно автор рассказывает о том периоде, когда Виал находилась в собственности своеобразного семейства Ардевол, - Феликса, а затем и его сына Адреа.

«Я исповедуюсь» - роман о сильных страстях и о том, как война разрушает судьбы, физически и морально уничтожая человечество. И нет в войне победителей и проигравших, потому что она всегда приносит страдание.

В процессе чтения временами становится очень интересно, отмечаешь цитаты, сопереживаешь героям, впитываешь уникальную информацию, но постоянно присутствует ощущение, что книга больше меня, того самого Маугли: она давит своей массивностью и тяжелым грузом витиеватых историй, датируемых то XV веком, то 1940-м, то 1996-м годами. И практически никогда нет между ними разделительных знаков, а диалог из 1918 года окончаниями фраз сразу перетекает в другой из XVII века. Рассказ ведётся то от первого лица, то от третьего, а зачастую и от обоих сразу в одном предложении. В результате я постоянно спотыкаюсь о текст и дрейфую по нему с вопросительными эмоциями.

По сюжету быстро становится понятна причина такого экзотичного стиля написания (боюсь ошибиться, если выяснится, что логики в этом нет, и Жауме Кабре просто пишет так всегда), но всё это вперемешку со сложной, трагичной и интересной историей жизни безупречной скрипки безнадежно разделяет меня и книгу.

Я большой поклонник сложных и витиеватых форм, умопомрачительных описаний и философских диалогов, врезающихся в сердце. Но одного я принять не могу: когда чувствую, что автор не заботится обо мне и не облегчает восприятие его мыслей (читай – потока сознания). Я не прошу приносить философию и идею произведения на блюдце, а лишь хочу видеть предмет или человека и понимать как они взаимодействуют в истории.

Бесконечная прорва персонажей из разных времён в разных или похожих ситуациях, нелинейность повествования, масса сносок и пояснений, - всё это говорит о том, что я держу в руках действительно БОЛЬШУЮ книгу, настоящий труд, только оценить его в полном масштабе у меня не получилось.

Кабре бросил передо мной несколько тысяч кусочков мозаики, я щепетильно собрала их в красивую картину, но на каком-то этапе труд в чтении перевесил удовольствие. А я гедонист.