Больше рецензий

3 мая 2019 г. 18:18

2K

5

Первый роман Захара Прилепина, который я прочитала и который меня поразил: своим прозрачным, теплящимся на грани исчезновения языком, типично русскими отступлениями (понимаю, что фраза бессмысленная, но все же) и таким близким мне мироощущением - в "Саньке" оно лишь отчасти с привкусом революции, остальное - рефлексия российскаго интеллигента.

Роман «Санькя» - первое произведение Захара Прилепина, получившее широкую известность в России, финалист премий «Национальный бестселлер» и «Русский букер», лауреат Всекитайской Международной Литературной премии «Лучшая иностранная книга 2006-го года».

Санькя – молодой революционер из «Союза созидающих» - незарегистрированной леворадикальной партии, признанной экстремистской за свои шумные уличные акции. Произведение состоит из двух параллельно развивающихся миров-сюжетов: внешнего и внутреннего.

Все, что происходит вокруг Александра Тишина (Санькой его называют бабушка и умирающий дед) – внешний мир: бесконечные веселые алкогольные митинги с убийственными лозунгами – «Президента! – Топить в Волге! Губернатора! – Топить в Волге!», с последующими после разгона беспорядками и погромами, с задержанием и культурным пересчетом зубов в «обезьянниках». У «союзников» есть собственный перевалочный пункт в столице, место, где можно отлежаться после выступлений или просто переночевать, так как большинство участников родом из небольших провинциальных городков средней полосы. Это место называется «бункер», на самом же деле просто подвал, который, правда, вмещает около 200 человек: пьяных и трезвых, угрюмо молчаливых и болтливых, старых и молодых. Кто-то служил в Чечне, кто-то бывший ОМОНовец, кто-то еще не закончил школу.

Вторая часть романа – внутренняя жизнь Саньки, затяжная борьба с самим собой. России уже нет, ее жалкие остатки мучают разными способами властные подонки, которые оправдывают свой бесчестный труд зомбирующим телеящиком. К концу повествования Александр приходит к выводу, что спасти его Родину может только революция. Нужно забыть о гнилых помидорах и тухлых яйцах, нужно забыть об обливании политиков экскрементами, нужно оставить в прошлом детские забавы с дерзкими выкриками и точечными поджогами милицейских козелков, «нам нужна РЕ-ВО-ЛЮ-ЦИ-Я!»

Очередную акцию планировалось провести в Латвии: за последний год по инициативе ветеранов войск СС в прибалтийских странах было осуждено около 40 советских ветеранов-красноармейцев по разным подложным статьям. Дабы обратить внимание мировой общественности и «не дать в обиду наших стариков», было решено убить судью, выносившего решения по большинству дел. Приказ был исполнен.

Но главный удар по партии был нанесен после осквернения темени президента. «Бункер» был полностью уничтожен, как и те, кто в нем находился. Яна, изящная молодая революционерка, пробравшись на одну из президентских пресс-конференций, бросила на голову строителя «вертикали власти» огромный пакет с пахучей жижей, которая, к радости иностранных журналистов, живо растеклась по «гаранту», журча и булькая. Были убиты все, кто не успел добраться до своих «чистых» квартир. Убита и Яна, мираж и чудо последних Санькиных месяцев.

В 60-ти городах России, где у «Союза созидающих» есть свои подпольные отделения, решено пойти на захват областных администраций. В своем родном городе (500 верст от Москвы) Саша и восемь «союзников» взяли сначала областное отделение МВД, потом сонных ФСБ-шников, а потом и саму администрацию. “«По нашим сведениям, в настоящий момент представители данной экстремистской партии сумели захватить около тридцати зданий региональных администраций в разных регионах страны. Есть жертвы среди работников милиции...»”

Роман интересен не только своим стремительным, иногда даже документальным сюжетом, но и удивительно живым, разнообразным и органичным языком. Ему, настоящему литературному слогу, не мешает обильный, но и односложный мат, которым украшают свою речь герои произведения.

Прилепин создает своеобразные «оазисы» – вставляет в роман небольшие эпизоды из деревенской жизни, противопоставляя ее холодным электричкам, гудящим пьяным мыслям Саньки и его похмельному стыду. В солнечном и легком детстве Саша очень любил блинцы с хрустящими краешками, молоко из-под парной коровы по утрам, рыбалку с отцом на илистой речке. Но это не противостояние мира детства со сложностями взросления, это конфликт жизни и смерти. То, что тогда благоухало, строилось, совершенствовалось и сохранялось, сейчас безропотно доживает свой век в нищете и одиночестве. Особенно стоит выделить один такой «оазис» - эпизод смерти отца Тишина. Целый день убитая горем жена кандидата философских наук, вместе с Сашей, волокла по непроходимой снежной дороге гроб с его мертвым телом – хоронить.

Захар Прилепин дает много категоричных оценок, но, уважая мнение читателя, не делает категоричных выводов. Все же симпатию автора к главному герою угадать легко, ведь у основных действующих лиц романа есть реальные прототипы – товарищи Прилепина (состоит в Национал-большевистской партии, на данный момент запрещенной).

После выхода «Саньки» известный писатель и публицист Павел Басинский назвал Прилепина «новым Горьким». Возможно потому, что судьбы страстных идеалистов схожи во все времена вне зависимости от того, чем они подпитываются: хлебом и вином или водкой с огурцом.

Источник