Больше рецензий

3 мая 2019 г. 18:02

1K

5 Пусть трепещутся мяса фиалок

Труднообъяснимая девочка, гениальная, словно ударенная обухом по голове, приезжает в Санкт-Петербург из маленького города. Дома всё сложно - в перспективе ранняя беременность от какого-нибудь бодрого строгача, неустроенная нищета, среднерусское деревенское тихое насилие, пузыри земли: поллитровки и литровки. Но Маша, кое-как преодолев родительскую любовь, ответив на "Куда это ты, Машка, намылилась?", садится на северный поезд.

Вадим Левенталь так придумал, что Маша по мере взросления сталкивается с множеством разных - социальных и не очень - проблем. Первая из них - конфликт поколений: почему вы живёте так, как живёте, мучаетесь, но ничего не меняете? Красавица Регина поступает в школу-интернат, заканчивает его, и по случайности попадает в Академию театрального искусства (покажите мне хоть одного уважающего себя человека, который не пытался бы) на режиссёрский курс. Следующий шаг - получение берлинского гранта, за ним - приход в авторское кино (концептуальное, европейское, как мы любим), ещё дальше - рабочие муки, экзистенциальные будни, Золотой медведь и Пальмовая ветвь.

Если говорить про мужчин, которые любили Машу, то они были удивительные, их было трое: А.А. - школьный учитель, в меру романтичный и страстный, к тому же хозяин квартиры на 3-ей линии, Петер - немецкий актёр, на 15 лет старше своей Кёниген, преданная телячья мужская плоть, и, наконец, слабый Рома, с правильными чертами лица, семенящий Лебядкин, просто, как водится, дурак. Один из них умирает в каменном обиталище геометрически безупречных уличных перспектив, - Маша и сама не понимает, как это ей удалось сломать А.А., такого сильного и цельного.

Говорят, что Маша Регина частично списана с Валерии Гай Германики. Другое дело, что время в романе дискретно, запутанно, оно скачет по улицам весеннего города счастья и красоты, тянется в скучных разговорах за крепкой выпивкой в берлинских и кёльнских ресторанах, оно останавливается, например, среди ужаса натур и видов малой Родины (Маша приезжает на похороны отца, бросает слабую умом мать) - так что этот роман скорее доброжелательный намёк Левенталя: вот это тебя ждёт, прожигательница, мол, все умрут и того, что останется, будет недостаточно.

Источник