Больше рецензий

Underthinks

Эксперт

Тревожный читатель

2 мая 2019 г. 09:07

3K

5 Разочарование в проекте «Человек» ©

Это книга, после которой хочется молчать, потому что говорить о ней - какая-то дерзость. Пишу только для того, чтобы затащить и вас туда же, в круг молчания и холодных даже в майскую жару рук и ног.

Повесть рассказывает о партизанских отрядах и карателях. Тема эта - основная в творчестве Адамовича, ведь сам он попал в это пекло и чудом прошёл через него. На момент окончания войны ему было всего 18 лет (по некоторым источникам мать Алеся исправила ему дату рождения на более позднюю, чтобы избежать угона в Германию).

Главному герою - партизану Флёре - 16 лет, и он уходит в лес, а партизанский отряд. Вокруг лютуют немцы и полицаи из местных, выжигая деревни вместе с жителями и отправляя начальству сухие отчёты о количестве убитых и затраченных патронах.

Первая половина повести относительно спокойна, насколько может быть спокойна проза о войне. Язык повествования рваный, прыгающий, это язык участника, очевидца, а не мягкое течение воображения. Художественности и образности здесь особой нет. Но с середины - начинается ужасное. Такое ужасное, что, несмотря на малый объём, "Хатынскую повесть" невозможно "заглотить" в один присест, а если кто и "заглотит" - берегите голову. Читая о том, что творится в огненном кольце, а там дети, много детей, матери, старики, бесконечно думаешь - "а я? нет, я бы лучше под пулемёт, чтобы сразу...". И последняя страница не избавляет от этого чувства, и убрать будто навалившуюся на грудь бетонную плиту - нечем.

По компоновке текста видно, что автору самому невероятно тяжело давалось описание расправы над деревней Переходы - одной из сотен. Мысль то и дело убегает в сторону, к виденным иллюстрациям, экспонатам. Затем и вовсе идёт врезка из свидетельств выживших в Хатынской трагедии - Адамович будто не в силах говорить сам и поэтому уступает слово другим.

Но не из одних карательных операций состоят будни партизанов - выбравшись из огня, попадают они в новое полымя, и так по кругу, по кольцу, когда уже становится непонятно, кто кого догоняет, и только ход солнца по небу и прибывающее число раненых и убитых на носилках, и убывающее - тех, кто ещё может их нести, указывают на то, что время не остановилось.

Василь Быков называет эту книгу предупреждением, но упоминает, что главный герой не утратил веры в высокое предназначение человека. Интересно, что у Флеры есть невидимый (потому что Флера - ослеп после войны - и это очень символично) собеседник, Борис Бокий, который настаивает на том, что человек безнадёжен, и ничего он уже не поймёт, продолжая в ускоренном темпе взрывать Хиросимы, расстреливать Сонгми и строить Бухенвальды. Кто из них озвучивает точку зрения самого автора? Дмитрий Быков настаивает, что Бокий, что Адамович давным-давно разочаровался в проекте "Человек", потому что после всего увиденного верить в человека невозможно. Я не спорю, я не знаю.

P.S. Странное ощущение, когда всё, что можешь сказать о книге: "это ужасно, ужасно", а оценку ставишь "книга очень понравилась"