Больше рецензий

Olga_Golubeva

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

1 мая 2019 г. 22:13

3K

4 Учитель - миссионер

Эту повесть читала в рамках "Новогоднего флешмоба". Анонсировали её, как "берущую за душу". Не знали же, что я учитель ))
Наверное, к своему стыду "Благие намерения" не читала в педагогическом университете (никто не рекомендовал). Возможно, не читала к счастью. Тогда бы точно подумала: верно ли выбрала профессию? Да. Вот такие мысли меня одолевали во время и после чтения.
О чём книга? О работе начинающей учительницы русского языка и литературы Надежды Георгиевны. Читала - и вспоминала себя. Как я мечтала уже в 4-м классе стать учителем! Столько надежд, столько желания! Только мне в какой-то степени повезло - избежала направления. А вот героине повести А.Лиханова пришлось ехать на работу далеко от дома. Да и не "пришлось": распределили её по собственному её же желанию. Просто-напросто сбежала из-под строгого материнского ока. И попала она не в обычную школу, а в интернат.

"Северный город, куда меня распределили – мне выпал город, что уж тут поделаешь, я вела себя честно, – был не так уж мал, за двести тысяч жителей, и учителей литературы там хватало. Так что, когда я заявилась туда в двадцатых числах сентября, мое место оказалось отданным другому человеку, и мне предложили то, что оставалось, – вакансию воспитателя в школе-интернате".

Вот с этого момента и начинается настоящее повествование. Читала и думала: "Наверное, если бы я работала в те годы, то вела бы себя так же отчаянно". Но я живу сегодня и, к счастью, не принимаю всё так, как принимала Надежда Георгиевна. Да, согласна: учителями становятся те, кто может нести бремя ДОЛГА. Но я хочу думать не только о том, что ДОЛЖНА своим воспитанникам, но и о том, что я должна быть хорошей дочерью, женой, мамой.
Невероятно трудно героине работать с сиротами. А уж когда она начала искать приёмные семьи для своих воспитанников! Вот это СИЛА! А может, молодость? Не способная она понять ещё многих людей. Но почему-то чувствует, что в этом её миссия - устроить детей в семьи. И трагедии случаются: возвращают некоторых детей в интернат. Как объяснить ребёнку, что ты не нужен? Не всё получается у героини, но она, конечно, очень старается. Старается так, что начинает жить жизнью детей. Своя жизнь... Надежда Георгиевна, думается мне, так и осталась одинокой. И вот здесь мне - честно - неприятен итог жизни учителя.

"Я буду думать, думать, думать, как жить дальше не учительнице Надежде Победоносной, последнее, конечно, в кавычках, а просто Надежде Георгиевне. Женщине тридцати двух лет не так просто устроить свою жизнь – тишина этой комнаты рухнет, появится новый человек, еще неизвестно какой, станет курить, ходить в подтяжках, говорить что-то свое, на чем-то настаивать.Готова ли я к этому?Готова, готова! В конце концов, я девять лет думала о том, что рано или поздно непременно займусь личной жизнью, влюблюсь, выйду замуж, нарожаю детей".

А.Лиханов "Благими намерениями" говорит о высокой миссии человека, ставшего учителем. Ты должен свою жизнь посвятить СЛУЖЕНИЮ. Готов ли кто сегодня к этому? Наверное, да. Но признАюсь: я не готова. И если бы эту повесть я прочитала ещё в школе, то вряд ли поступила бы в педагогический...

Моё весеннее чтение