Больше рецензий

9 августа 2011 г. 00:18

423

4

Профессор из Стокгольма Т. Клингберг умеет говорить просто и интересно о сложном, а не наоборот, как любят иногда делать люди, чтобы казаться умнее. Сегодня человек появляется на свет с мозгом кроманьонца. А вот интеллект со времен каменного века изменился, так как изменилась жизнь и выдвинула новые требования к интеллекту. Тем не менее мы подходим ко многим вещам с меркой того самого каменного века.
Мозг пластичен и способен на многое, ХХ век - век интеллектуальной акселерации. Как бы ни утверждалось обратное. Человек делает сегодня при помощи своего интеллекта многие вещи, которые казались немыслимыми раньше. И компьютерные игры становятся все сложнее. Они, конечно, не тормозят развитие детей, т.к. во время игр активизируются многие мозговые центры. Другое дело, что ничего хорошего нет в том, чтобы целый день только и сидеть у компьютера. Как ничего хорошего нет в том, чтобы целый день тренировать при помощи гантели бицепс левой руки.
Несмотря на интеллектуальную акселерацию, сегодня - в обстоятельствах нескончаемого информационного потока - существует серьезная проблема - проблема концентрации и дефицита внимания. Наше внимание функционирует, используя механизм выбора - среди множества конкурирующей информации мозг делает выбор в пользу чего-то. Два типа нашего внимания (произвольное и непроизвольное)- это независтимые системы. Произвольное внимание связано с рабочей памятью. Это, пожалуй, центральное понятие данной книги. Рабочую память мы используем, чтобы хранить в активном состоянии информацию в течение нескольких секунд (Например, в магазине я рассматриваю прилавки, но при этом помню, что ищу литр молока). Непризвольное внимание не требует использования рабочей памяти.
Как сохраняется информация в рабочей памяти? - Это очень динамичный процесс, он длится несколько миллисекунд, благодаря особым нейронам, находящимся в состоянии непрерывной активности. Как? - На этот счет существует гипотеза: есть рекуррентные петли, т.е. сети из нейронов, которые сохраняют состояние активности путем обмена импульсами. И здесь важен баланс между процессами стимуляции и торможения. Что касается локализации рабочей памяти, то, по всей видимости, в наибольшей степени задействованы в ее работе лобные и теменные доли мозга. Почему решать две задачи одновременно мозгу труднее? - Т.к. активные области мозга, задействованные для решения задач, частично совпадают. Мы хорошо справляемся с двумя задачами одновременно, если одна из них доведена до автоматизма.
Человеческий мозг способен на очень многое, на гораздо большее, чем нужно для выживания. Натуралист и исследователь Уоллес, самостоятельно пришедший к похожим на дарвиновские выводам о происхождении видов, тем не менее не мог распространить теорию естественного отбора на человеческий мозг. Уоллес считал, что все живое развивалось путем естественного отбора, кроме нашего мозга, т.к. он способен на более сложную работу при развитии, чем от него требуется. Многими исследователями отмечается роль социальной игры (мы должны планировать , предугадывать, повелевать) и языка в развитии человеческого мозга. Существует и такая точка зрения, согласно которой интеллект развился как побочный эффект! :))
Что нам делать сегодня с проблемой концентрации и дефицита внимания, чтобы не увязнуть в информационном потоке? - Надо расширять рабочую память. Есть два способа стимуляции мозга: упражнения, тренировка как залог умения (use it or lose it) и медикаменты. Последние будут все больше разрабатываться и применяться, ведь есть же у нас повседневный допинг - кофеин, к которому все привыкли и не воспринимают как нечто из ряда вон выходящее.
И еще. Мы должны осознавать, что когда требования к нашей рабочей памяти чрезмерны - мы испытываем дефицит внимания, но когда занижены - нас ждет скука и апатия. Если нам удается найти баланс, то мы балансруем и развиваемся.