Больше рецензий

FokinSerge

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

27 апреля 2019 г. 11:10

680

3 Не то, чего ожидаешь

Согласен с автором, что культура еды была неотъемлемым компонентом в формировании человека и человечества. Вопрос в том, как это преподнести читателю. В отличие от других книг автора в данном случае вышло неудачно. Проблемы разноплановые. 1. Отсутствие комплексного подхода. В таком вопросе нельзя рассуждать только с позиции истории. Например, только в конце книги вскользь промелькнул тезис, что развитие кулинарных навыков приводило к физиологическим изменениям в организме. Но ведь это как раз и важно, и должно обсуждаться в начале работы! 2.Методологические ошибки. Не понятно, зачем исследователь пытается обсуждать книгу Энгельса о семье, собственности и государства. Теоретическая работа 150 летней давности априори теряет востребованность для современных научных знаний. При обсуждении вопросов одомашнивания животных автор ссылается на какие-то исследования, которые потеряли свою актуальность и давно не соответствуют действительности. – Оленей одомашнивали не выходцы из южной Азии, а вытесненные в тайгу скотоводы из степей. Северный олень – один из поздних одомашненных животных, поэтому неприемлемо говорить о его доместикации в палеолите. 3. Прямые очевидные ошибки. Скотоводческие племена не являются абсолютными мясоедами, наоборот, в их рационе большую роль играет растительная пища и молочные продукты. Есть и прямой ляп, когда автор высказывает мнение, что когда-то папоротник цвел. Появление керамической посуды исследователь относит к V тыс. до н.э. Хотя на самом деле самые ранние экземпляры датируются возрастом около 10 тыс. л.н., а к V тыс. до н.э. керамика достигает северных пределов Азии. При этом делается оговорка, что есть глиняные изделия, датирующиеся 20 тыс. л. н. Но и тут не к месту, потому что глиняное изделие и глиняная посуда не одно и то же. Даже касаясь непосредственной темы книги. Исследователь ссылается на количество найденных на стоянках костей, доказывая какими прожорливыми мясоедами были наши предки, что, чуть ли, не выбили мамонтов. Но автор не учитывает тот факт, что все эти известные стоянки функционировали не одно тысячелетие, поэтому суммарное число костей мало что нам говорит. Вот, к примеру, обсуждая результаты исследований стоянок возле озера в Англии, автор договорилась, что отсутствие костей рыбы в культурном слое свидетельствует об отсутствии интереса племен к рыбе. На деле кости даже крупных рыб, типа горбуши или стерляди сохраняются в почве при очень специфических условиях. От рыболовецких снастей обычно сохраняются только грузила, но и они не раскиданы по всей площади памятника. 4. Но главное, что в книге совсем мало уделено внимание самому предмету исследования. До 150 стр. речь идет о значении пищи в духовно-религиозных представлениях народов мира. Но и потом, когда пытаются нам раскрыть кухню древнего человека, объем забивается поиском этнографических аналогий. Этнографы сейчас с осторожностью относятся к таким примерам. Человек в своей основе един, и что от того, что какие-то представления оказываются одинаковыми у этносов тундры и тропиков? Тем более это касается приготовления пищи. Разумеется, на костре готовить мясо будут везде.
Есть, к счастью, положительные моменты. Узнал, что этот тема книги активно исследуется рядом ученых, в т.ч. и в России. Во вторых, автор насколько могла, поведала о первобытной пище. Для заинтересованных интересна работа и ссылками на более специализированные по этому вопросу исследования. Интересно было читать рецепты приготовления всяких оригинальных блюд. Понравилась обоснованная критика вегетарианцев и современных диетических концепций.
Очевиден факт, что правильней было главную суть книги в виде 1 – 2 глав присоединить к работе о пище во времена Древнего Мира.