Больше рецензий
26 апреля 2019 г. 06:44
419
5 Не конец фильма
РецензияНезаслуженно обойдён вниманием писатель Юрий Поляков. А вот для меня он теперь один из любимых авторов.
Сюжет "Гипсового трубача" (точнее, первой его части - ближе к концу чтения я узнала, что это, оказывается, трилогия) просто описан в аннотации. Не слишком знаменитому писателю Андрею Кокотову звонит известный режиссёр Жарынин и предлагает снять фильм по его рассказу, опубликованному в литературном журнале. Кокотов недоверчиво и счастливо соглашается, и будущие соавторы едут в загородный дом ветеранов культуры, чтобы начать работу над сценарием.
Если "Козлёнок в молоке" Полякова интересен своим нетривиальным сюжетом, а "Парижская любовь..." - немногословной искромётностью, то этот роман содержит великолепную начинку из сотни произведений самых разных жанров. Книга невероятно насыщенная. Всё это множество сюжетов живёт в рассказах, замыслах и воспоминаниях персонажей, очень гармонично встраивается в основное повествование. Они сами по себе цельные, законченные, захватывающие. Из каждого микро-рассказа кто-то более практичный мог бы расписать добротную повесть как минимум. А Поляков щедрой рукой рассыпает по страницам эти повести, семейные саги, сжатые в пространстве, ироничные и горькие, абсурдные и просто крышесносные.
Особого внимания заслуживает абсолютно шикарный сиквел "Тимура и его команды" -несостоявшийся проект Кокотова - занимающий пару страниц, а имеющий при этом двойное дно и лихие повороты.
Язык Полякова (о, эти прекрасные "счастливо ужаснулся" и "ревнивый восторг"!) - родственный довлатовскому - нежно мной любим. За ёмкие метафоры, за иронию и самоиронию. Сейчас режиссёр Жарынин (кстати, у большинства персонажей есть реальные прототипы, правда, у каждого не один) недовольно говорит писателю Кокотову, что он "играет сравнениями, как дурак соплёй", а следующие несколько страниц будут пестрить сравнениями уже не от персонажа, а от автора с такой частотой, что сотворить это непредумышленно просто невозможно.
Ещё важный и интересный момент - то, как происходит разработка сценария. Здесь мы можем, посмеиваясь, проследить, что же проходит произведение до экранизации, и почему, включив фильм по любимой, глубоко тронувшей книге, мы через пятнадцать минут совершаем первый фейспалм, а после просмотра чувствуем себя ограбленными и оскорблёнными.
Есть здесь и забавная отсылка - "голубой воришка" Ильфа и Петрова, но с уклоном в блаватщину. Есть грустная правда о том, как делаются новостные сюжеты. Есть актуальные во все времена истории несчастливых браков и предательств. Чего здесь нет? Разве что мрака и безысходности.
Это очень классный роман. Как хорошо, что есть ещё две части.
Комментарии
Незаслуженно обойдён вниманием писатель Юрий Поляков.
Абсолютно с Вами согласна.
надо поднимать в ТОП:)