Больше рецензий
25 апреля 2019 г. 12:00
2K
5 «Святая ложь - это такой трепетный и стыдливый цветок, который увядает от прикосновения»
РецензияСудьба человека во многом зависит от его характера. Наши действия, мысли и чувства не являются лишь результатом рационального отклика на реальную ситуацию, а в большой степени определяются специфическими чертами характера. Однако, характер (в отличие от темперамента) не является величиной постоянной и подвержен изменениям. И это даёт надежду на возможность изменения человеком и всей своей судьбы. Но без огромной работы над собой здесь сложно обойтись, одних только мечтаний явно недостаточно. Ведь чудеса, как правило, делаются своими же руками…
Герой этого пасхального рассказа – слабый, робкий, безответный и не обладающий особыми талантами человек. Иван Семенюта, выросший в женском окружении, всегда был козлом отпущения, отвечая за чужие проступки. В гимназии его «довольно часто и основательно секли» за шалости одноклассников. Подобное же невезение ожидало Ивана и во взрослой жизни. С трудом (лишь благодаря усилиям престарелой матери) раздобыв место писаря в казённой палате, он «со всем усердием и неутомимостью, которые ему были свойственны, влёг в лямку тяжелой, скучной службы». И наконец-то герой почувствовал себя счастливым. Но в казённой палате неожиданно произошла кража, в которой был обвинён, конечно же, Семенюта. Ивану всё-таки в какой-то мере повезло, что не стали впутывать в это дело полицию, но работу он потерял. «Вот уже три года как Семенюта живет дикой, болезненной и страшной жизнью. Он ютится в полутёмном подвале, где снимает самый тёмный, сырой и холодный угол». Стыдясь признаться во всём матери, Иван четыре раза в год старается «встряхнуться и сбросить с себя запущенный вид. Это на Новый год, на пасху, на троицу и на тринадцатое августа».
«Этот робкий, забитый жизнью человек всегда во время коротких и редких визитов к матери держится развязного, независимого тона, бессознательно подражая тем светским "прикомандированным" шалопаям, которых он в прежнее время видел в канцелярии». Он рассказывает матери сказки о своих успехах и блестящих перспективах на службе. Врёт он «развязно и небрежно», порой вступая в противоречие с тем, что говорил прошлый раз, но не замечает этого. «Замечает мать, но она молчит. Только её старческие глаза становятся всё печальнее и пытливее».
«Когда же судьба покажет Семенюте не свирепое, а милостивое лицо? И покажет ли?»
И дальше начинает мечтать сам автор рассказа. Почему бы настоящему вору, из-за которого пострадал Семенюта, вдруг не признаться в содеянном? И пошлёт тогда начальник за Иваном, «выведет его рука об руку перед всей канцелярией и … попросит у него публично прощения, и пожмёт ему руку, и, растроганный до слёз, облобызает его».
И «никогда старушка не намекнёт сыну на то, что она знала об его обмане, а он никогда не проговорится о том, что он знал, что она знает. Это острое место всегда будет осторожно обходиться».
Комментарии
Первый! Внимательно прочту вечером, будут мысли - поделюсь :)
Иногда промолчать - равносильно неправде, мать Семенюты лгала и её ложь тоже «святой» не назовёшь.
И если Семенюта думал решить проблему через ложь, то это как раз то, что ничего не решает.
Но в определённых случаях, по моему мнению, святая ложь очень даже допустима.)
Не знаю, насколько "святая ложь"" у Семенюты. Святая ложь предполагает неправду во благо другого человека. А тут, кажется, Семенюта это делает не столько ради спокойствия матери, сколько ради себя. Пусть изредка, пусть в глазах одного человека, но почувствовать себя кем-то значительным, а не конченым неудачником.
Полностью согласна! Но так как этот рассказ считается пасхальным, то слово "святая" может иметь отношение не к самой лжи, а к святому празднику. Святая ложь – ложь в святой день.