Больше рецензий

NataliP

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

25 апреля 2019 г. 00:46

470

4 По-скандинавски суховатый психологичный текст

- Теперь-то я уже не сплю, - сказала я.
- А я думаю, что все-таки спишь

картинка NataliP
Взяв в руки книгу, я знала, что это не детектив. Но ее приятный квадратный формат и обложка не оставляли меня равнодушной. Тут немалую роль сыграл Пол Остер и его «4321», который я мучаю уже месяца полтора, перемежая с такими вот малышками. Все потому, что Пол Остер бесконечен, как наша зима, и чтоб немного взбодриться, я взялась за «Убийство Халланда".
За пару дней до этого я посмотрела датский фильм «Коммуна» (его горячо советовала Настя Завозова в их с Галиной Юзефович книжном подкасте). Там вполне состоятельная семья захотела жить в шикарном особняке, но у них не хватало денег на аренду. И они решили позвать к себе десяток знакомых и не очень людей, чтобы жить с ними, как говорится, вскладчину. Для нас - странно, для них - норм. Уже в следующем кадре герои все вместе купаются в водохранилище...без купальных костюмов. И я поняла, что датчане, в переводе на наш менталитет, народ без комплексов.

Писательница проживает с неким Холландом где-то в пригороде Капенгагена. Они не женаты, общих детей у них нет. Просто в определенный период своих не очень устроенных жизней они сошлись и решили жить вместе. Двое зрелых людей со своими интересами и со своим прошлым. У героини от первого брака есть взрослая дочь, которая жила с отцом, и не виделись они лет 10. И в один день Халланда находят мертвым на пирсе недалёко от дома. Начинается расследование

Хотя «расследование» это громко сказано, все происки полиции остаются за кадром. Мы же будем наблюдать жизнь женщины, которая, потеряв, казалось бы, близкого человека, начинает вспоминать прошлые потери, и к своему удивлению, понимает, что не испытывает по этому поводу большого сожаления. Эта книга не исповедь вдовы, не материнская драма, не даже история одиночества. Это скорее фокусирование на моменте в жизни человека, когда прошлое подвело черту, его реакция на драму. Теперь надо начинать что-то другое, бросать якорь на новой территории. И вот в этом состоянии мы и будем наблюдать нашу героиню всю книгу. Будем с ней гулять по кладбищу, так, между делом, напиваться, рассматривать собственные, простите, какашки, чувствовать тепло по ногам, когда ходим "по-маленькому", мы даже будем подозревать ее в убийстве или сумашествии. А как еще? В нашем понимании, дамочка явно "того". В 45 так себя вести, ох, не гоже.

Когда надо угадать возраст, я безнадёжна. Тем более что конфирмант теперь водят машины, в банке меня консультируют чуть ли не тинейджеры, а пенсионеры оказываются моими сверстниками

Но на самом деле, от поведения героини веет кристальной ясностью. Она ни в чем себя не винит и особо ничего из себя не строит. Абсолютная внутренняя свобода. Мне вообще интересны люди с таким взглядом на мир. Пусть они совершают порицаемые обществом, порой жестокие, поступки, они все равно торят свою дорогу. Интересно!