Больше рецензий

22 апреля 2019 г. 12:58

840

4 Вниз головой

«Календарь» Евгения Алехина вышел еще в прошлом году, однако с тех пор переиздается, пропадает и снова появляется в продаже ― книга действительно может быть интересна для определенной части публики.

Известный прежде всего как исполнитель абстрактного хип-хопа, но занимающийся совершенно разной творческой деятельностью представитель интеллектуального андеграунда Алехин все большее внимание уделяет именно литературе (после «Календаря» уже успели выйти две его новые книги, «Рутина» и «Метод айсберга»), и как писатель представляет интерес не меньший, а для нас - так наоборот.

Это книга-дневник, задуманная как живой интерактивный механизм творческой самопомощи ― открытое забрало и публичная интимность которой может обескуражить, а может и очень сильно впечатлить.

На поверхности в «Календаре» лежит полугодовалый автобиографичный бытописательский пласт ― при этом автор постоянно уходит с него на более глубокие жизнедеятельные уровни, фиксируя мысли и смыслы нетривиальные. Читатель становится свидетелем внутренней борьбы и временных компромиссов индивида с негативными проявлениями свободы, через преодоление слабостей и страхов стремящегося к упорядочиванию локального и метафизического.

Помимо этого, нон-фикшн Алехина выполняет занимательную культуртрегерскую функцию (в хорошем смысле слова) - автор находится в постоянном процессе быстрого употребления (каждый день по книге или около того) абсолютно разной литературы (от друзей-писателей до классиков) и ее анализа, приводит цитаты - и в итоге читатель Алехина, даже если раньше чего-то не знал, начинает иметь представление - и с большой долей вероятности продолжает знакомство с упоминаемыми писателями, ведь Евгений умеет заинтересовать - и расширить кругозор своего читателя. Таким образом в романе создается поле из гиперссылок на широкий культурный контекст.

Жизнь бурлит, плотность событий зашкаливает - книга работает как мотиватор. Текст сочетает в себе подростковые идеалы «всегда 17», идеалы юности - и горькую прожженность бытия, мистичность восприятия жизни и ее подробный натурализм, при этом не скатывается ни в одну из крайностей (хотя, особенно чувствительным блюстителям морали все же не рекомендовал бы) и балансирует в авторском миксте. Возникает определенная мифологизация ― и выглядит вполне уместно и органично, если, конечно, вы не против мифологизации.

Мы видим цитату из «Расширения пространства борьбы» Уэльбека, давно заученную Евгением наизусть, и становятся понятны терапевтические мотивы подобного биографического письма, а возможно, и письма вообще - преодоление хаотичности бытия, проявление в нем очертаний и ориентиров, выделение смысла и нахождение взаимосвязей ― попытка разобраться в себе, если хотите, могущая помочь как автору, так и его читателям.

Изначально роман вышел в небольшом питерском издательстве «Все свободны» при одноименном книжном магазине, и на его обложке запечатлены конечности будто бы падающего вниз головой человека. Именно с таким углом зрения ― не совсем обычным - и предстоит встретиться рискнувшему открыть книгу.