Больше рецензий

15 апреля 2019 г. 17:29

406

3.5

Нэнси — на первый взгляд обычная девушка-подросток. Не слишком яркая, но и не изгой. Родители любят ее, но не стремятся понять. Но вот однажды перед Нэнси открылась дверь там, где никакой двери быть не могло. А за дверью ее ждали Чертоги мертвых — страна, как нельзя лучше подходящая именно для нее, ставшая ей новым домом. Однако, приходит время вернуться в реальный мир, а там рассказ Нэнси принимают за признаки психического расстройства. В надежде вылечить дочь, родители отправляют ее в школу для «трудных детей». Но школа эта, конечно, не так проста как кажется...

Все это — лишь завязка повести Шеннон Макгвайр «В каждом сердце — дверь», сюжет же разворачивается именно в школе. Здесь учатся подростки, однажды побывавшие в волшебных мирах и вернувшиеся назад. Возвращение в реальный мир для них совсем не в радость, и все ученики мечтают однажды снова найти свою дверь и уйти — теперь уже навсегда.

Волшебных миров множество и все они разные: Страна Фей, Зазеркалье, Паутинный мир... Их классификация смахивает на сетку мировоззрений Dungeon & Dragons: Добро и Зло, Хаос и Порядок... пардон, Абсурд и Логика. Есть и более необычные «стороны света» — Каприз, Рифма, Мортис... Как разнятся миры, так непохожи и посетившие их подростки, и порой им не хватает взаимопонимания.

— Мы-то все были в нормальных мирах, добрых. Лунные лучи, радуги и слезы единорога. Не то что всякие там... скелеты, мертвецы и мальчики, которые на самом деле девочки!

Ситуация накаляется до предела, когда в школе происходит убийство... Но это уже спойлер!

Это типичная история для подростков о подростках и об их проблемах, почему-то получившая у нас рейтинг 18+ — не иначе из-за персонажа-трансгендера. Автор поднимает темы подросткового эскапизма, неприятия обществом «не таких как все», непонимания между родителями и детьми. Самой концепцией подростков, скрывающихся в своих мирах, повесть напоминает «Дом, в котором...» Мариам Петросян, а еще, самую малость, «Как бы волшебную, сказку» Грэм Джойс. В них по прочтении тоже задаешься вопросом: а что же автор все-таки хотел сказать? Что тот, кто однажды выпал из «нормального общества» уже никогда не сможет вернуться назад? Что эскапизм на самом деле круто, и к черту этот скучный реальный мир? Или таким своеобразным способом нас подводят к мысли, что не надо подстраиваться под окружающих в ущерб своей индивидуальности? Эту не слишком оригинальную идею Макгвайр озвучивает от имени одной из героинь:

Ты не чья-то радуга. Ты не чья-то принцесса.
Ты не чья-то дверь — только своя собственная, и только один человек на свете может сказать, чем закончится твоя история — это ты сама

Сюжет здесь не слишком замысловат, и порой кажется, он нужен лишь как связующее звено между сеттингом, героями и заявленной проблематикой. Впрочем, не стоит забывать, что это повесть, а не роман. Прочитать ее можно за один вечер.

В итоге «В каждом сердце — дверь» порадовала приятным сеттингом, но больше ничего оригинального не предложила. Возможно, с этим лучше справляются другие части цикла — было бы неплохо увидеть и их изданными на русском.

картинка Werlioka