Больше рецензий

sq

Эксперт

Abiit, excessit, evasit, erupit

15 апреля 2019 г. 00:09

3K

4

Это очередная книга о соотношении влияния врождённого и факторов среды в формировании психики и поведения человека. Мой собственный взгляд в главном совпадает со взглядом Стивена Пинкера. Кое-какие расхождения есть, не решил пока, буду о них здесь писать или нет, потому что двумя словами тут не обойтись.
Главное же в том, что я полностью согласен с Пинкером: для науки не может быть запретных тем. Если кому-то интересно что-то изучать, он должен изучать, несмотря на возможные крики беотийцев:

«Тогда человек станет лучше, когда вы покажете ему, каков он есть», — писал Чехов, и новые науки о человеческой природе могут проложить путь к реалистичному, биологически просвещенному гуманизму.
...
Ни одна идея не может быть ложной или вредной только потому, что ею злоупотребляли нацисты.


Книга помогла мне уточнить кое-какие интересные детали того, как на самом деле работает наш мир.
Приведу лишь один пример. Я слышал, что действенность разнообразных методов воспитания в семье и школе сильно преувеличена, но не ожидал, что настолько сильно. По мнению Стивена Пинкера, человек вырастает таким, каким вырастает, совершенно не благодаря используемым "научным" методам воспитания и не вопреки им. На формирование характера человека гораздо больше влияют сверстники и просто случайности его конкретного жизненного пути.
Об этом неплохо было бы подумать тем, кто выступает с разных трибун и пытается сделать из наших детей сплошь патриотов, или коллективистов, или высоконравственных христиан-мусульман-иудеев-шаманистов, или ещё кого-то. И тем более никакие органы опеки не сделают всех родителей добрыми, ответственными и богатыми. Да и не надо это никому.
Некоторые идеи оказались совсем новыми. Например, что родители выбирают тот или иной способ общения с ребёнком под влиянием самого ребёнка. Очень может быть, что это действительно так. Обратные связи встречаются в природе и технике повсеместно.

Книга охватывает очень широкий спектр вопросов вплоть до исследования трудностей, которые испытывает современное искусство. На все вопросы автор ищет ответы в человеческой природе и эволюционной истории вида Homo sapiens.
В принципе мне нравится такой подход. Может быть, это даже единственный способ поиска рационального знания в этой области, который я могу воспринимать серьёзно.
В результате получилась толстая книга, которую мне было читать местами очень интересно, местами очень скучно, местами что-то среднее между этими полюсами. Интересно было читать о биологических и психологических теориях и гипотезах. Скучно -- когда речь шла о политике (включаю сюда и феминизм).
Избранные места о политике было бы весьма не вредно почитать политикам всех стран. К сожалению, им, бедным, некогда читать что-либо, не относящееся к их непосредственной области деятельности.

Основательностью своей книга больше напоминает монографию, чем популярную литературу, хотя для её чтения никакой специальной подготовки не требуется. И, как всегда в таких случаях, о чисто художественных достоинствах говорить не приходится.

В двух словах скажу всё же, с чем не согласен.
Во-первых, я не сторонник теории универсальной грамматики Хомского. Вообще не понял, зачем Пинкер её помянул в самом начале. Никакого участия в дальнейшем построении универсальная грамматика не принимает.
Во-вторых, я категорически не согласен, что все люди имеют строго одинаковый набор эмоций, а тем более психических состояний.
Ну и в-третьих есть ещё несколько пунктов. Это мелочи, упоминать их нет смысла.
В общем же гипотезы, изложенные Стивеном Пинкером, возражений моих не вызывают. Все они тщательно и вполне правдоподобно обоснованы. Есть несколько сотен ссылок и на объективные данные. Настоящий параноик может при желании всё проверить.

Постоянно сочувствовал переводчику. Стивен Пинкер явно не принадлежит к мастерам простых и ясных формулировок. Слава богу, я не стал читать его в оригинале.
Русский текст, я думаю, вполне точно соответствует первоисточнику, и за него переводчику моё большое человеческое спасибо.

Очень странным мне показалось вот что.
Близкую по смыслу тему обсуждали на днях гости Александра Архангельского в студии программы "Тем временем". Если быть совсем точным, программа вышла 9 апреля с.г. на канале "Культура". Так вот, ни один из присутствовавших экспертов ни разу не упомянул Стивена Пинкера! Не может быть, чтобы никто его не читал. Почему обошли его вниманием? Не знаю.
Есть, конечно, вероятность, что упоминание было, но я прозевал его... но она небольшая. Джеймса Уотсона, который пессимистически оценивает перспективы африканских стран из-за другого устройства мозгов африканцев, я же не прозевал. Книгу его в очередь поставил...
Странно это.

Идеи Стивена Пинкера в целом хороши. Всем рекомендую ознакомиться.
Он ещё одной книгой недавно разродился. Судя по оглавлению, она уж совсем о глобальных философских проблемах. Может быть, почитаю, но подожду пока: а вдруг переведут? Чем чёрт не шутит, когда бог спит?

=========
Спасибо lapickas за рекомендацию :)

Комментарии


Пинкера у нас вроде уважают, так что надежда на перевод все же есть)
Я пока не решила, может, как закончу Деннета, таки возьмусь за оригинал. Они в таких любопытных полудебатах, что хочется их друг после друга прочитать. У Деннета, кстати, кое-что все же переведено, хоть и не из очень нового. Так что у меня будет шанс проверить, легче ли его читать на русском))))


Я тогда подожду вашего мнения :)