Больше рецензий

Sanckt

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

12 апреля 2019 г. 14:47

620

5

Я довольна требовательный читатель в области фантастики. Из, собственно, старых фантастов могу переваривать только Хайнлайна. Скорее всего, потому что он писал свои рассказы "вне времени". Его можно понимать даже сейчас, несмотря на то, что прошло больше пятидесяти, шестидесяти и даже семидесяти лет с момента написания его произведений, суть его произведений и сегодня бьёт в цель. И вот у Станислава Лема я ощутил примерно то же самое. Он больше акцентируется на взаимодействии его персонажей со средой, между собой. Но и фантастические элементы он умеет совершенно волшебно концентрировать на бытовых ситуациях, которые можно понимать даже, я повторюсь, и через пятьдесят лет после написания произведения. Эти элементы не теряют своей актуальности, т.к. они в основном не про фантастику, а именно про взаимодействие, про преодоление. Себя, ситуаций, обстоятельств, эмоций. Про принятие решений в сложных ситуациях, закалку характера. Я всегда был в восторге от такого применения фантастических произведений, если так можно выразиться.

Свои небольшие рассказы о пилоте Пирксе Лем писал на протяжении пятнадцати лет. Это как раз то время, когда человечество дышало космосом, переменами, возможностями. Через некоторое время эта тенденция неуловимо меняется и превращается чуть ли не хоррор, но Станислав Лем ухватывает и эту тенденцию. Ноты (нотками их назвать у меня язык не поворачивается) вдумчивых диалогов, партитуры неторопливых исследований складываются в колоссальные картины. Например, механизмы, неотличимые от людей, о которых окружающие писателя люди даже поверхностно ещё не помышляют, но им уже задумываются в деталях, силой своей мысли (или это уже что-то другое) меняют ход истории на страницах этой книги. Читать что-то подобное - настоящий глоток свежего воздуха для меня.

Полвека назад Станислав Лем уже описывал баталии человека и искусственного интеллекта, желающего взять управление цивилизацией в свои руки. Интеллектуальные поединки, несущие отпечаток времени мечтаний и мечтателей, трогают мою душу невероятно остро и сильно. Возможно, я ошибаюсь, но сейчас люди мечтают совершенно по-другому. Слишком на бытовом уровне. Наверное, это не вполне вина современных фантастов. Просто сейчас границы возможного, как нам кажется, видны очень отчётливо, и паутина дозволенного не даёт нам вырваться за её пределы. Оттого и веет от этой, так сказать, классической фантастики, неизбывной грустью невинности.

Ведь сегодня за эти области фантастики отвечают совсем другие сказочники - Ричард Брэнсон и Илон Маск. Но от их фантазий мне хочется только плакать. Совсем по другому поводу. И это уже совсем другая история.