Больше рецензий

winpoo

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

12 апреля 2019 г. 14:36

1K

4.5

«…никакая тайна не раскрывает себя до конца»

Так иногда бывает – ранее неизвестный автор, ничем не примечательное название, но ты каким-то внутренним чутьем понимаешь: «Мое!», и книга мгновенно взлетает к первым позициям твоего личного рейтинга. Поначалу кажется, что ничего особенного: история с бостонским выговором и с внешностью персонажей, как с открыток начала века – грубоватая, со слегка тяжеловесным юмором, но так здорово закрученная изнутри, что из спиралей, зигзагов и загогулин ее сюжета не хочется вылезать. Я с сожалением закрыла последнюю страницу и тут же откопала себе «Душителя» и «Защищая Джейкоба», хотя и понимаю, что хорошенького должно быть понемножку.

Этот детектив был абсолютно в моем вкусе, в нем было все, как я люблю. Во-первых, многоплановая, растянутая по времени и не очень веселая история, в которой ты многократно переходишь с одной стороны на другую, от жажды мщения к сопереживанию и милосердию. Психологически автор прекрасно и очень продуманно выстроил игру «Полицейские и преступники», не давая читателю устать или соскучиться в рамках одного расследования. Во-вторых, это был детектив, не разбавленный из конъюнктурных соображений никакими присадками вроде мелких бытовых заморочек героев и их пищевых пристрастий, злободневных социальных тем, обличений людских пороков, политики, сексуальных сцен и прочего. Сказать по правде, я давно устала от толерантных или спекулятивных добавок во все современные книги, и иногда мне хочется, чтобы трубки были просто трубками, бананы – бананами, а инклюзия не превращалась в инвазию.

В-третьих, мне понравились герои – все, и положительные, и отрицательные, мне хотелось понять каждого и хотя бы на время разделять мотивы, которые ими движут. Разумеется, речь не идет о грубых сентенциях типа «Давайте поймем внутренний мир торговца наркотиками», но человеческое в человеке являет себя столь многолико и противоречиво, что к этому хочется отнестись не отстраненно-осуждающе или абстрактно-положительно, а застать героя и побыть в его шкуре на пиках его человеческих проявлений – в моменты страха, боли, горя, отчаяния, переживания неизбежности, вины, истинности поступка. Мне кажется, автору удалось увидеть все подобные ситуации изнутри, будучи не просто сторонним наблюдателем, но и человеком, проживающим происходящее и действующим так, а не иначе. В-четвертых, я оценила фрактальную неоднозначность этой драматической во всех смыслах истории, которая сохраняется практически до конца. Конечно, в какой-то момент ты догадываешься, что происходит, кто какую игру ведет, и разрозненные кусочки мозаики, многократно перемещаемые с места на место, вдруг складываются в рисунок, отчетливо проступающий на фоне разных событий – и тебя осеняет инсайт: так вот оно, в чем дело! Во многих детективах ты просто не доживаешь до этих состояний, настолько все прозрачно, грубо и глупо, но здесь – исключение из правил, и ты далеко не всегда можешь предсказать, как и чем что-то обернется. Правильно говорит один из героев: все всегда кончается одинаково – и детективы, и реальные расследования, и жизнь: все оказываются не теми, кем казались с самого начала и кем они являются на самом деле. Браво!

В-пятых, это был очень соразмерный детектив: в нем всего было в меру, нигде не пережато, не форсированно, автор не давил ни на газ, ни на тормоз. У. Лэндей проявляет редкую чувствительность к читателю, как бы угадывая, где его заинтриговать или успокоить, вселить в него надежду, заставить изнывать, где проявить особую внимательность, где что-то вспомнить и поймать его на кажущихся нестыковках сюжета. Конечно, некоторые ходы книги не новы (например, когда обвинение разворачивается в сторону главного героя, и те, кто ему помогал, внезапно отворачиваются от него), но не они являются смысловыми опорами сюжета. Главное – это масса вопросов и случайных деталей, роящихся вокруг преступной тайны и создающая ее неповторимый абрис, диалоги между героями (не дурацкие исповеди в стилистике «конец – всему делу венец» и с пистолетом в дрожащей руке, как это часто бывает, а попытки прорваться мыслью в то, почему человек совершает то, что совершает, почему одно в его глазах оправдывает или не оправдывает другое) и мораль, с которой лично я согласна: не все тайное должно становиться явным.