Больше рецензий

10 апреля 2019 г. 15:00

6K

5 «Но две души живут во мне, И обе не в ладах друг с другом» (Гёте «Фауст»)

«Вне должно быть уравновешено с внутренним. Иначе, с отсутствием внешних явлений, внутреннее возьмёт слишком опасный верх» (Ф.М.Достоевский).

Подхватив идею двойничества, глубоко развитую Достоевским, Гессе в художественной форме изображает психологическое расщепление личности на волка и человека. «Люди заключают в себе две души, два существа, божественное начало и дьявольское, материнская и отцовская кровь, способность к счастью и способность к страданию смешались и перемешались в них так же враждебно и беспорядочно, как человек и волк в Гарри». Человек и волк в нём не уживались, находясь в смертельной вражде. Осознавая две стороны своего существа (ни одна из которых не является им самим), Гарри Галлер автоматически предпринимает попытку разрешения внутреннего конфликта путём изоляции отдельных частей личности.

«Болезнь этого страдальца коренится не в каких-то пороках его природы, а, наоборот, в великом богатстве его сил и задатков, не достигшем гармонии». Строгие родители воспитывали Гарри в духе подавления воли, и им удалось научить его ненавидеть и презирать себя самого. Но без принятия и любви к себе невозможна и любовь к другим. Галлер, подобно Фаусту, переживает духовный кризис, пытаясь найти пути его преодоления. Невротический процесс, приведший к расщеплению личности, прогрессирует и набирается разрушительной силы, способной довести до самоубийства (физического, психического или духовного). А для достижения психического здоровья и благополучия личности её разнонаправленные тенденции должны быть интегрированы в согласованное целое.

Степной волк, как и Фауст, считает, что две души – это слишком много и что они могут разорвать грудь. Но «грудь, тело всегда единственны, а душ в них заключено не две, не пять, а несметное число; человек – луковица, состоящая из сотни кожиц, ткань, состоящая из множества нитей». И сам Гарри хочет жить цельной, нераздвоенной жизнью. Однако вместо упрощения и сужения своей души ему придётся её мучительно расширять, открываясь миру, а затем – принять в неё весь мир, чтобы достигнуть покоя. При развитом духовном начале у него остались в зачаточном состоянии всякие маленькие умения жить. «Ловко строя из себя презирающего мир идеалиста, грустного отшельника и негодующего пророка, Гарри Галлер был, в сущности, буржуа».

«Степной волк открыл в себе по крайней мере фаустовскую раздвоенность, обнаружил, что за единством его жизни вовсе не стоит единство души, а что он в лучшем случае находится лишь на пути, лишь в долгом паломничестве к идеалу этой гармонии». Когда же все жизненные проявления (мысли, чувства, действия и т.д.) человека приобретают единую направленность , индивидуальная жизнь становится цельной, формируется единый смысл жизни.

В романе проиллюстрирован долгий путь Гарри Галлера домой, к себе настоящему, к целостности и равновесию. Подготовительным этапом на этом пути к себе становится обучение танцам (как некий аналог телесно-ориентированной психотерапии), направленное на устранение зажатости и раскрепощение (от внешнего – к внутреннему, от свободы тела – к свободе души). Затем - плавный переход к сексуальным отношениям с красивой, умной девушкой для ощущения мимолётной и лёгкой радости жизни. Далее Гессе, как и Гёте (Вальпургиева ночь), демонстрирует несколько иной способ единения с миром - с помощью оргиастических состояний на маскараде, где личность Степного волка «растворилась в праздничном хмелю, как соль в воде». Затем в поисках своей внутренней сущности Гарри отправляется в Магический театр (некое волшебное зеркало души), где его внутренний мир выносится вовне. Чувственные ощущения там превращаются в зрительно воспринимаемые образы и события. А зеркала в театре – средство самопознания, делающее зримым внутренний мир и отражающее скрытую от сознания область души. «Магический театр – только для сумасшедших». Под сумасшедшими подразумеваются люди, готовые перейти к высшей реальности и недвойственному восприятию мира, устраняющему противоречия и возникающему лишь на относительно высоком уровне духовного развития. Степному волку, изведавшему распад личности, там показывают, что разрозненные куски его собственного Я он всегда может в любом порядке составить заново. «Привести вас в хорошее настроенье, научить вас смеяться и есть цель всей этой затеи». Для начала необходимо перестать воспринимать всерьёз собственную персону, научиться серьёзно относиться к тому, что заслуживает серьёзного отношения, и смеяться над прочим. Однако героя предупреждают, что вступать в этот фиктивный мир театра принято путём маленького фиктивного самоубийства. О чём здесь идёт речь? Будучи зеркальным отражением Гарри, Гермина влюбляет его в себя. И эта влюблённость похожа и на зарождение любви к самому себе, и на нарциссизм. Но главным условием развития способности любить является преодоление нарциссизма (как ненависти к себе настоящему). При нарциссической ориентации человек переживает как реальное лишь то, что существует внутри него. Возможно, во избежание заболевания нарциссизмом и планировалось Гермину убить… Совершив предписанное самоубийство (то есть убив одну из составляющих своей личности, проявленную во внешнем мире в образе Гермины), Гарри приговаривается к наказанию вечной жизнью. «Вы должны жить и должны научиться смеяться… Вот и всё, большего от вас не требуют». Гессе здесь рассматривает смех и юмор как «воздушный мост, перекинутый через пропасть между идеалом и действительностью», как одно из средств примирения противоположностей.

Если Гёте предлагает в «Фаусте» единственный и конкретный ответ – продуктивную активность (плодотворную деятельность), то Гессе оставляет финал открытым, но при этом наполненным надеждой.

«Разумеется, я не могу, да и не хочу предписывать читателю, как ему следует понимать мой рассказ. Пусть каждый возьмет из него то, что сочтет для себя подходящим и нужным! Тем не менее мне было бы приятно, если бы многие из читателей заметили, что история Степного волка хоть и изображает болезнь и кризис, но не болезнь, которая ведет к смерти, не гибель, а ее противоположность: исцеление» (Гессе).

картинка Ludmila888

Хочу поблагодарить Сергея boservas , обратившего моё внимание на Степного волка.

Ветка комментариев


Метафоричность твоих комментариев должна тоже идти под рубрикой "только для сумасшедших". :)

Волчок не повлиял на целостность моей души поскольку её никогда и не было.
А клеить он не умеет.

Я так понял, что в магический театр можно ходить только по-одиночке, так что мы там врядли увидимся. Хотя было бы интересно с тобой там встретиться.

Надеюсь, тебе нравится то, что ты видишь в зеркалах и ты можешь примириться со своими отражениями. Особенно с твоим чувством юмора.

Огонь там разводить не стоит.
А пряники, как я понимаю, с маком?


Да, ты прав, с огоньком я как-то погорячилась. Сама ведь недавно предупреждала, что с огнём шутки плохи, а теперь (о, ужас!) предлагаю такое безобразие устроить, напрочь позабыв о пожарной безопасности. Неужели девичья память действительно короткая такая? Или это в августе вдруг ветер мая в Степи подул? )

Ну, а пряники, разумеется, с маком. А с чем же ещё?
Со Степным маком, конечно! Вот и они:

картинка Ludmila888