Больше рецензий

8 апреля 2019 г. 21:05

263

5 Мост от Дойла к Брауну через Тибет

Джамьянг Норбу - видный тибетский писатель, гораздо больше известный миру своей непоколебимой волей и готовностью взять на себя бремя "гласа вопиющего в пустыне" своего угнетенного народа. Тем больше недоверия и недоумения вызывает готовность авторитетного гражданского активиста и элитарного писателя осознанно выпустить из-под своего пера по умолчанию второсортное подражание легендарной викторианской саге о самом известном сыщике мировой литературы.
Однако самые первые страницы способны обратить ревностного скептика если не в увлеченного читателя, то в методичного исследователя. Спустя столетие после рождения образа Шерлока бесконечно далёкий от имперской гордости викторианской Британии автор продолжает атмосферный стиль и неподражаемый, педантично выверенный метод Конан Дойла так, будто спустя век тот снова взялся за перо, продолжив дописывать предложение, которое всего несколько минут назад закончил троеточием. Это трудно назвать подражанием: викторианская атмосфера и размеренный темп оригинального "Шерлока" поразительно неотличимы от оригинала. Ни одного неуместного слова и натянутого подражания . Ни единого эксцентричного всплеска современного мышления в полюбившейся всему миру канве легендарной саги. Книга изобилует тончайшими намеками на сюжеты и мельчайшие нюансы исходящего "Шерлока", на которые при многократных прочтениях вряд ли обращали внимание даже самые искусные его поклонники. Кроме того - живая, захватывающая панорама колониальной Индии, прописанная с математической непогрешимостью в описании дат, событий, географических локаций и политической ситуации во всей Южной Азии 1870-х; огромное количество аллюзий на исторические нюансы и классические произведения европейской цивилизации (Данте, Шекспир, Киплинг, Мильтон, французские просветители, не считая с полудесятка известных узкому кругу почитателей классических английских поэтов) не всегда известные даже самым авторитетный энциклопедистам нашего собственного материка; знаменитый дедуктивный метод Холмса, воспроизведением так тонко и педантично, будто автор сам успешно практиковал искусство детектива не одно десятилетие. А кроме прочего - исключительно богатое воспроизведение утраченной для зрения западного читателя тибетской культуры, истории и религии, описанной с фанатичной любовью разочарованного патриота и мастерством высококвалифицированного профильного историка. Новые приключения Шерлока после его смертельного поединка с Мориарти в горах Швейцарии соединяют дневники исследователя-первопроходца в самых недоступных перевалах Гималаев, дорожные записки путешественника по Британской Индии, и остросюжетный динамический стиль в духе Дэна Брауна. И вот тут начинаются проблемы, так как викторианский детектив о флегматичном Шерлоке получает кульминацию в стиле исследования культурных артефактов а-ля Браун и экшн-развязку в духе Индианы Джонса, сражающегося за уникальные сокровища неизвестных миру цивилизаций, которая плавно перетекает в почти фентези, где фигурирует кристалл далай-лам из сакральных первоисточников Тибета и духовная сила, совершенно произвольно решающая последний конфликт Холмса и Мориарти. И это было бы терпимо (ибо в лучших традициях Дойла с его приверженностью к передовым научным достижением своего времени автор аргументирует свои конспирологические теории и якобы мистические феномены рациональным научным подспорьем - привет Дэну Брауну из далёкого 1988-го!), если бы Шерлок в итоге вообще не отказался Ботхисатвой. Впрочем, слабое место всех чрезвычайно напряжённых сюжетов о противостоянии добрых и злых сил - немотивированная развязка, выглядящая тускло или логически нелепо по сравнению с логически стройным и мощным эмоционально захватывающим развитием конфликта. Да и автор намного опередил тенденции массовой литературы своего времени, поэтому финал, который для современного искушённого массовой культурой читателя выглядит как избитый до тошноты штамп из голливудского блокбастера тогда ещё был свежим и оригинальный решением, а "обожествление" Шерлока - высшей данью восхищения легендарному образу со стороны тибетца - талантливейшего сына своего мистического и суеверного народа. Поэтому читать рекомендую в любом случае, вне зависимости от того, в поиске чего вы берете в руки эту книгу: вы обнаружите и блестящий дедуктивный метод и тончайшую аналитику Шерлока, и неповторимую историческую панораму со множеством малоизвестных широкому кругу фактов и тончайших нюансов, и уникальный дневник путешествия по строго закрытому для внешнего мира Тибету 19 века, и беспрецедентную энциклопедию, ненавязчиво, но захватывающе воссоздавшую всего на 200 страницах повести тысячелетия истории, культуры и напряженной борьбы этого непокорного горного края, и динамичный приключенческий экшн, и остросюжетный мистический триллер. А главное, в чем проявился величайший талант писателя - все переходы между жанрами уместны и ненавязчивы. И всеми любимый настоящий Шерлок даже в Тибете остался тем самым искренним Шерлоком Дойла, но стал гораздо большим, чем "одним из" Шерлоков его многочисленных подражателей.