Больше рецензий

Chiffa_Jay

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

6 апреля 2019 г. 12:09

616

5

Неполная и окончательная! Классическая музыка! Стивен Фрай! О, сколько в одном только названии прекрасного. Собственно, книга будет обо всем об этом. В ней много "неполности", в ней много классики и в ней много Фрая. Тем, кто не любит хотя бы один из компонентов, книга может показаться невыносимой. Упс.

Небольшое отступление. Я нежно люблю биатлон. И не менее нежно его главного российского комментатора, Дмитрия Губерниева. За время его репортажей вы узнаете не только о текущем ходе гонки, но и получите кучу информации о личностях участников и новостях из их жизни, множество новостей из других видов спорта, красочные сравнения и шуточки (от которых временами фейспалм, но за это мы его и любим))), немного тяжелого рока в приложении к биатлону и в целом зажигательное изложение всего вышеперечисленного.

Почему я это вспомнила. Читая Фрая, не могла отделаться от мысли, что эта книга очень схожа с репортажами Губерниева. Она не энциклопедична, в ней нет "Моцарт родился, написал то и вот это, умер, Бетховен родился, сочинял, умер, симфония - это... опера - это...". Нет! Всё будет гораздо шире и интереснее (и с дурацкими шуточками, но за это мы его тоже вполне себе любим)))

Во-первых, я согласна с позицией автора, что для любого события важен контекст. Поэтому исторических фактов и личностей в книге множество. И надо отдать должное умению не перегрузить читателя и сделать невероятно разностороннюю выборку. Шекспир написал "Антония и Клеопатру", Галилей создал компас и появилась опера (год 1607). Джеймс Монро становится пятым президентом Америки, появляется государство Венесуэла, умирает Джейн Остин и открывается мост Ватерлоо (год 1817).Не могу вспомнить, в какой книге было про большой мир событий/изобретений и малый мир (у Пратчетта?), вот тут это во всей красе. В таком-то году началась война (большой мир) и тогда же общество такое-то наконец написано свод правил игры в гольф (малый). И это потрясающе! Где ещё вы в одной книге получите представление (неполное и окончательное!) об истории, литературе, живописи, науке и музыке одновременно?

Во-вторых, Фрай - великий мастер своего дела. Он пишет просто изумительно, другого слова у меня нет. Описания людей, эпох, событий, переходы и перепрыгивания из одного года в другой. Всё разное. В разных стилях, разными приемами, разными метафорами: вот мы в ангаре фабрики, а вот мы просто тихонечко открываем дверь и переходим в другой год. Вот тут у нас президент США с супругой пишут письмо о том, как они покупали Флориду, а здесь Турция радуется, что настала её очередь начинать войну, и нападает на Россию. Вот Бетховен дирижирует новой симфонией и не понимает реакции зала, пока альтистка из оркестра не разворачивает его лицом к зрителям. И тут же по школе Регби с мячом бегает Уильям Уэбб Эллис.

В-третьих, отдельное восхищение автору за описание музыки. В нем отсутствует занудство и доскональный разбор произведения. В нем есть только эмоции, ощущения, мысли и настоятельные рекомендации послушать в живом исполнении. И знаете что? Оно работает. Я уже хочу послушать и переслушать то, о чем он писал. У меня вызывали мурашки уже описания - что же будет при прослушивании?

В-четвертых, Фрай без шуточек - это не Фрай. Да, временами они очень фамильярны. Да, временами их многовато. Но это Фрай. Love him or leave him. Я однозначно love.

В-пятых, примечания. Трех видов - автора, переводчика и музыкального редактора. Авторские полны юмора, переводческие (перевод хорош, кстати) поясняют культурные особенности, редакторские - немного (это важно!) музыкальной теории.

Книгу в любимые, Фрай гениален!

Перечитано в рамках Долгой Прогулки, апрель 2019.
Впервые прочитано в ноябре 2013.

Комментарии


Я в своей жизни (пока) встречала двух переводчиков, словно рожденных для конкретного автора. Первый - это Веденяпин, который потрясающе переводил Каннингема , а второй - Сергей Ильин, лучше которого никто не переводил Фрая. Жаль, что обоих уже нет...