Больше рецензий

3 апреля 2019 г. 23:36

8K

4 Make love, not war

All you need is love. All flesh is grass. Странное название для фантастической книги, и как же пришлось Норе Галь покорячиться, чтобы перевести заглавие максимально близко к оригиналу и протащить незаметно цитату из Библии через сито советской цензуры. В итоге сегодня мы имеем несколько названий одной и той же замечательной книги – «Всё живое...», «Всё живое - трава», «Всякая плоть – трава», «Вся плоть – трава».

Милвилл – захудалый, занюханный, богом забытый городишко, каких полно по всему свету. Многие бегут отсюда, те, кто остался – едва сводят концы с концами, а несколько редких богачей нажили своё имущество за пределами города. Но всё меняется, когда город отрезает от остального мира невидимый барьер, а затем происходят не менее странные вещи: идёт дождь из семян, старый вяз разговаривает, а на кустах в заброшенной теплице вместо листьев распускаются...

Но всё это не так уж важно. Фантастика – это чаще всего контакт с внеземными цивилизациями, космос, полёты на другие планеты и освоение новых галактик. Как бы не так! Все невероятные и захватывающие дух вещи могут происходить и на нашей планете, надо просто захотеть их увидеть. Клиффорд Саймак пишет ну совсем невероятные вещи. Кто бы мог подумать, что цветы – это разумная раса?

Мне кажется, что неспроста в романе, написанном в 1965 году, цветы играют такую роль. Середина 60-х – расцвет хиппи, детей цветов, пропагандирующих свободу и любовь (Таппер, например, настоящий хиппарь, вегетарианец, нудист, зато в шапочке). Это и время войны во Вьетнаме (вспомним агент «оранж» который уничтожал растительность вместе с мирными жителями). Но самое главное, что это время постоянного страха, что сверху на тебя и твой город упадёт ядерная бомба (в 1964 году вышел один из моих любимых фильмов Кубрика – «Доктор Стрейнджлав, или Как я перестал бояться и полюбил бомбу»).

Главная идея этого небольшого, не такого уж популярного (а жаль!) романа – что в жизни важны доверие, принятие и любовь. В истории человечества есть немало примеров, когда нам лучше и проще сломать и уничтожить то, что мы не понимаем, нежели чем принять и постараться это понять (яркий пример – костры инквизиции, а в книге – решение жахнуть бомбой по городу, где творится чёрт знает что). И что неважно, как выглядит человек и кто он – пьяница Шкалик, слабоумный Таппер, неудачник Брэд, – он всё же человек, ничуть не хуже, а возможно и во стократ лучше любых других.

Открытая книга
Прочитано вместе с Олей Clickosoftsky