Больше рецензий

31 марта 2019 г. 12:00

658

5 Люди делятся на 2 категории...

Вот передо мною новый лист блокнота - я пытаюсь написать свои впечатления о книге "Привычка к творчеству". Как там и описывалось, испытываю характерный страх перед чистым листом. Написание рецензии - это тоже своего рода творческий акт. Надо что-то родить самому, с минимальной опорой на другие источники.

Меня, при этом, никто не заставляет - творческий акт доброволен всегда. Точно так же никто не заставит вас писать книги, рисовать картины, сочинять музыку...

С первых страниц книги, искусство преподносится как плоды божьего труда, в следствие чего делаю вывод, что в творчестве есть нечто божественное. И правда, как объяснить, что у кого-то тяга к рисованию, у кого-то писательству, у кого-то оно меньше, у кого-то больше.
Чем дальше погружаешься в книгу, тем больше находятся атрибуты религиозности: ритуалы, библейский образ в "Бесах", жертвоприношения - естественно, не доходящие до абсурда.

Ритуалы повторения ....

Творческие люди непременно так мыслят вне зависимости от их религиозного мировоззрения.

Присутствуют тезисы, характерные буддистской философии: разделение жизни вообще и жизни частной. Это представляет интерес для философии, рефлексирования по этому поводу.

Эта книга - сама прелюдия к творческой жизни, мышлению в этом русле.

Так как в творческом акте присутствуют языческие и религиозные ритуалы - погружение в атмосферу также воссоздаётся - например в виде коробок с необходимыми материалами, утренней тренировкой и т.д.

Мы все склонны оттягивать процесс "творения" - порой нам хочется побольше копаться в матчасти, - в этом случае мы также бережём своё эго - наш мозг чем-то занят и это успокаивает:

"может быть, исследования – зона комфорта этого человека в противоположность тяжелому процессу творчества."


Читая книгу, как же радует человека фраза "я не мог до этого додуматься до сих пор". Халяву все любят, чтобы какое-то откровение открылось через нашептание им на ушко. Тоже некого рода иллюзия: откровения приходят к нам только через физическое ощущение - для этого нужен труд, нужно искание...

По мере прочтения книги, закрадывается одна забавная мысль: творчество напоминает священную корову, которую боятся отпугнуть, придумывают танцы с бубном, чтобы как-то её удержать, приманить.

Самый большой парадокс творчества: чтобы сделать творчество привычкой, нужно знать, как к нему правильно готовиться. В то же время одна лишь подготовка и планирование не приводят к успеху: только оторвавшись от первоначального плана, вы сумеете вдохнуть жизненную силу в свой труд.

Этим часто грешат и в повседневной жизни: захотели отдохнуть на пляже, в лесу, пойти в поход - наши мамочки (в основном) готовятся за 10 дней до запланированного отдыха, пишутся списки, покупки, что раз передуманные решения... И вот тогда, когда, казалось бы, можно вздохнуть свободно, они всё ещё стараются держать всё под контролем, вести учёт всему, регламентировать каждый вздох. Во что же превратится отдых для такой семьи? Чрезмерный контроль вгоняет маму в стресс, отчего она вспыхивает как спичка - и, в итоге, настроение испорчено у всех. И стоит ли удивляться, почему со временем так редки семейные вылазки за город или заграницу? А об экспромте и говорить не приходится...

Меня удивили некоторые упражнения для разминки в конце глав и в то же время напомнили о чем-то давно забытом...
Когда часами разглядываем облака (или тени листьев), какой-то звук становится напоминающим что-то, составляем собственную этимологию слов - в этом много глупых детских суеверий и искренняя вера в них. Это сходится с тем мнением, что творческому человеку нужно не терять детский взгляд на мир.

Создание чего-либо - определённая наглость и утверждение того, что миру есть дело до вас. Творческий акт - это заявление о своём праве сделать для этого мира больше.

Творчество - самая практическая вещь в мире. Образ сильнее и дороже слов. Имеются в виду слова не в поэмах, не само образное использование слов, а слова, употребляемые в прямом значении. Чем меньше нужно средств для изображения, и чем мгновеннее до нас доходит смысл, чем он пронзительнее - тем он дороже. Дороговизну сравнительно можно сопоставить с количеством простых слов, для описания образа. Чем больше их нужно, на столько "единиц" и стоит образ.

Творчество - показатель взрослости и детскости одновременно. В нём и та, и другая черта гипертрофированы: ответственность, независимость как взрослый, и мечтательность и порой легкомысленность как ребёнок.

Спасибо автору за возникшие у меня мысли.
Закончу на этом, ведь, как говорилось в книге - точку нужно ставить вовремя.