Больше рецензий

30 марта 2019 г. 23:49

2K

4 Потребление как болезнь

Мы все больны. И очень тяжело. Болезнь называется «синдром потреблятства». Её распространение по всему миру из средоточия — Империи Потребления (США), анализ симптомов и методы излечения в этой книге.

«Потреблятство. Болезнь, угрожающая миру» (Affluenza: The All-Consuming Epidemic, 2001-2002)
Дж. де Грааф, Д. Ванн и Т. Х. Нейлор
Из-во: Ультра.Культура, 2003.— 392 с.
⭐4/5⭐

Предупреждаю, что это книга анализирует американское общество, их политику, социологию, экономику, образование и экологию... Но вполне резонно утверждать, что остальной мир идёт по стопам Империи Потребления. Книга основана на выходившей ранее серии телепередач Национального общественного радио, наполнена цитатами из книг, документов, опросов, выступлений, текст включает графики, карикатуры, песни, в общем это такая бомба под идеологию потребления, завоевавшую всё западное общество.

«Шрамы, оставленные синдромом потреблятства на теле американского общества, теперь воспроизводятся по всему миру по мере того, как всё большее и большее число культур копирует американский образ жизни»

Группа американских журналистов и экономистов создала телевизионное шоу, в котором изучала поведение своих соотечественников — самых оголтелых и безудержных потребителей современности. Книга состоит из трех частей — «Симптомы», «Причины» и «Лечение», подходя к потребительству как к болезни. Понятие «синдром потреблятства» поясняется как «болезненное, заразное, передающееся внутри общества состояние пресыщения, обременённости долгами, тревоги и опустошенности, которое является результатом упрямой погони за новыми и новыми приобретениями».

Путь США к "потребительскому раю": от технического прогресса начала 20 века, спад во время Великой депрессии, наращивание темпов производства после Второй мировой и расцвет идеи потребления с приходом Рейгана — логически дошёл до эпогея уже при Клинтоне, когда экономика достигла вершины развития. Большая часть текста описывает симптомы потреблятства в разных сферах жизни общества — от школы и магазина до культуры и экологии, от телевидения/рекламы до всей экономики, семьи и общества — до глобальных процессов...

«Сам принцип, согласно которому мы используем какую-то вещь, а потом выбрасываем её, оказывает на нас влияние как на людей. Мы смотрим на других людей и говорим, что если они не доставляют нам удовольствие, они не стоят того, чтобы быть с нами»

Рассмотрены вопросы и психологии, и этики, и бизнеса, как болезнь появилась и как логически привела к коммерциализации всего и вся, к подмене ценностей, к эгоизму и депрессии, так что человек становится носителем декоративных и потребительских черт.

«Если бы современный человек решился описать словами свои представления о том, как выглядит рай, он изобразил бы самый большой в мире универсам... По этому раю вещей и удобств он бродил бы с открытым ртом, только бы там всегда можно было купить всё более новые вещи и всё большее их количество, и желательно, чтобы его соседи обладали при этом несколько меньшими возможностями, чем он»
(Эрих Фромм)

Здесь же даётся ряд практических советов избавления от потребительской гонки (влияния всё равно не избежать, но болезненные последствия можно свести к нулю). Это и переоценка ценностей, перенос внимания с вещизма ни личность, философия минимализма (добровольная умеренность), анализ трат и потребностей, стремление к экологически чистым источникам, жизнь в гармонии с природой, поиск единомышленников и т.д. В последней части всё больше чувствуешь некоторую утопичность идеи на уровне глобальном, но на личном уровне многое практически осуществимо.

«Личность индивида, который не находит возможности осмысленного приложения своих сил и способностей к выбранному им самим и имеющему смысл делу, страдает от постоянного ожидания, чтобы нечто произошло. Внешний мир является поставщиком событий, призванных заполнить пустоту внутри»

Книга полезная, заставляет увидеть логические связи всех современных процессов и в политике, и в обществе, и в отношениях между людьми и государствами, увидеть манипулирование массовым сознанием и обесценивание того, что недавно было важным и ценным в нашей жизни.
Советую тем, кто заинтересовался.
Новое издание этой книги появилось в издательстве «Алгоритм», 2016 г., серия: “Манипуляция сознанием“.

«Созданная на основе имиджа и ритуалов, чудес и развлечений, маркетинга и чрезмерного потребления, декоративная культура представляет собой богато украшенные ворота в никуда. Её сущность заключается не только в акте купли-продажи, но в продаже самого себя, и в стремлении к этому каждый остаётся сам по себе — отдельный лот, выставленный на продажу и сам себе создающий имидж»

картинка AntonKopach-Bystryanskiy