Больше рецензий

Olga_June

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

27 марта 2019 г. 09:05

493

4.5

«Что такое жизнь?» – спрашивают материалисты. «Слабое мерцание», – отвечают им одни мудрецы.

Всё началось с золотых украшений. Все женщины в этом романе помешаны на ожерельях и браслетах, а все мужчины крутятся и вертятся, чтобы их купить. Сперва мне даже показалось, что эта несусветно глупая болтовня об украшениях займет все книгу, но, к счастью, она нужна была лишь для того, чтобы показать, чем были заняты умы простых жителей Индии начала 20 века, и послужить завязкой для главных событый романа. Однако этот период дурной жажды украшений и постоянного пересчитывания рупий нужно перетерпеть.

На самом деле украшения упоминаются так часто вовсе не зря. С помощью них мы узнаем, что индийская женщина была фактически содержанкой мужа: она могла пользоваться деньгами только в браке, хотя могла и попытаться найти работу согласно своей касте, и не имела права ни на какое имущество мужа после его смерти кроме подаренных мужем украшений и одежды. Кстати, вдова как бы должна была оставаться на попечении семьи мужа, если те согласны, но не могла вернуться в родную семью. Поэтому несчастные жены копили деньги и заказывали украшения как полоумные. Смертность в Индии была высокой, а разница в возрасте между супругами могла быть весьма ощутимой, и женщины готовились к своему персональному концу света еще до брачной церемонии. Так же под гнетом системы, усвоенной благодаря маме и бабушке, готовилась Джалпа, чьи замужние деревенские подруги и городская приятельница Ратан стали такими же жертвами традиционного брака.

Мужчинам тоже было не сладко, особенно если они принадлежали к «приличным» кастам, а денег в карманах водилось не густо. Именно таким был муж Джалпы - Раманатх. Она собственными руками толкала мужа к пропасти, в которую он по слабости характера нырнул и, будучи малодушным, долго не мог выбраться. Именно благодаря Раме мы еще больше узнаем о весьма порочных социальных отношениях в стране: о взяточничестве, сомнительном правосудии, институте «официальных свидетелей», народных протестах и полицейских расправах, жизни в разных кастах и так далее. Во второй половине романа, когда на страницах книги появляется Девидин, становится ясно, к чему все клонится: Девидин ратует за местное производство и торговлю, против английского засилья, за жизнь своим трудом, за изменение традиций, когда женщины больны до украшений в любой касте. В конце, Рама с женой и компанией приходят-таки к своему «локальному коммунизму». Не буду раскрывать цепочку событий, которые привели к этому, иначе читать будет неинтересно. Скажу только, что судьбы некоторых персонажей складываются весьма странно. Примером тому могут служить Ратан и бывшая мусульманская танцовщица-проститутка Зохра. Возможно, они призваны служить символами, иначе трудно объяснить финальные главы книги.

Что касается стиля, то до этого я уже читала роман «Гора» Рабиндраната Тагора , поэтому «Растрата» меня не удивила: этакая упрощенная русская классика.