Больше рецензий

29 июля 2011 г. 11:21

210

3

Эта книга обречена была стать бестселлером. Ещё бы, ведь в ней говорится о людях, журналы которых читают от 15 до 60 000 тысяч человек. Да они популярнее Аллы Пугачевой в её лучшие времена!

Я давно хотела купить книгу, да все как-то не складывалось. Думала, что когда тираж кончится, её отсканируют и выложат куда-нибудь на флибусту. Не кончился. Не выложили. Золотой жилы не получилось; книгу, изданную тиражом в 5000 экземпляров до сих пор можно найти в любом магазине. Наверное, скоро её начнут продавать на распродажах.

Так что же случилось?

Во-первых, книга Юлии Идлис бессмысленно толстая. В ней постоянно цитируются длинные посты, куски старых интервью, комментарии. Все это в количестве гораздо большем, чем нужно для динамичного чтения. Постоянно спотыкаешься на меняющемся авторском стиле - это раздражает.

Во-вторых, список героев получился нерелевантый. 5 из них про начало интернета (Носик, Горалик, Кононенко, Лебедев, Адагамов), две девочки (Верочка и Марта) и Сталик, который выше этого и вообще непонятно, что здесь делает. Соответственно, истории похожие, а оттого скучноватые.

Хорошо то, что Юлия упорно пишет про блоги и блоггеров, а получается у неё про свободу, про жизнелюбие, интерес к жизни, умение работать, независимость, свободу. Но никак не получается про жизнь. Она, как будто, остановилась где-то в 2007, когда интернет оставался на периферии. Теперь же, для многих, блог - это просто жизнь; не отрасль, не часть её. Это что-то такое простое и не заслуживающее того, чтобы его объяснять и придумывать причину.

Я помню, как в 2004-2005 годах мы много спорили про блоги. Зачем они нужны, являются ли они прибежищем неудачников или приличный человек тоже может себе позволить завести дневник в интернете, что с этим будет, нужно ли разделять друзей из интернета и друзей из "жизни", возможны ли вообще друзья из интернета? Ох, сколько копий было переломано. Сейчас же все просто ведут блоги. И почти не ноют - интернет стал больше и интереснее.

Ну и наконец, третья моя претензия к книге - это авторская интонация. В каком-то смысле, это идеальная журналисткая книга: бесстрастная, объективная, уважительная, дистанцированная, без копаний в грязной белье. И потом, пронзительно, хрустально скучная. Так писали ЖЗЛ в советское время. Так писал Чуковский в мемуарах: А. - хороший, Б. - хороший, В. - хороший, только пьет немного, Г. - хороший, Д. - хороший, но чуть-чуть заигрался, жалко его. Это очень скучно читать.

Мне кажется, говорить о людях так, чтобы это было интересно другим, можно с двух позиций. Первая лучше всего проиллюстрирована Одоевцевой в "На берегах Невы". Она просто ходит за Гумилевым и говорит: "Я люблю тебя, я люблю тебя, мне наплевать, мне 19, я люблю тебя, люблю тебя, люблю тебя". И ты тоже начинаешь любить - хотя, казалось бы, какое тебе дело до событий многолетней давности? Да и были ли они? Такие ли они были? Заметьте, когда Одоевцева становится взрослой и пишет "На берегах Сены", она теряет эту интонацию, смотрит с высоты, не любит уже. Восхищается, уважает, но не любит.

А что такое уважение, если не отсутствие всякого отношения?

Вторая интонация - интонация Гиппиус; взрослой, умудренной опытом, ставящей своё мнение во главу угла. "Я не люблю Чехова, потому что..." Или интонация Ходасевича: "Я верю в самоубийство Есенина, потому что..." Он, чертяка, так пишет, что сам поверишь, хоть в школе и вдалбливали в голову, что никакое это не самоубийство.

А в книге Юлии Идлис ничего этого нет. Что, я не знаю, что Тема - хороший? Что Агадамов - ранимый, а Сталик - вспыльчивый? Или открытие в том, что герой блога и его автор - разные люди?

Писать бесстрастно для блоггеров не получится - никто не будет этого читать. А просто succes story интерсны только тогда, когда их можно повторить. Истории топ-блоггеров не повторятся; ты уже не сможешь купить себе компьютер в 1995 году хотя бы потому, что 1995 год давно прошел.

Комментарии


Какая интересная рецензия!.. Спасибо)


вам спасибо)


Да, точная рецензия.
Но мне кажется, что все книги "об интернете" давно уже устарели, даже только что изданные, или только что написанные. Или даже те, которые только задумываются. Просто это не тема для литературы. :)))


Да, полностью согласна! Это как книги о рекламе, о том, как пользоваться компьютером, о технологиях - сама тема обрекает книгу быть исторической.


потрясающе!


Тема — хороший? Правда?
Ну, как дизайнер, может, и да, а вот как блоггер... Вероятно, у нас с вами разные взгляды на это.


В книге речь идет о том, что он очень милый, вежливый, умный и стеснительный молодой человек, который просто любит эксперименты над людьми. По-моему, это и так понятно.


Как в том комиксе... «Днем он обычный человек, но ночью... Ночью он превращается в наглое хамло!»
Ну, я в курсе, что по жизни он гораздо скромнее, чем в своей уютненькой жежешечке, только вот эксперимент его слегка затянулся.


Ну с точки зрения социальной психологии, мне его эксперимент в чем-то импонирует.

А с точки зрения обывателя, который иногда заходит в уютную жежешечку, кажется, что там у него собираются такие люди, на которыми грех не поиздеваться. Чего стоят только посты из серии "ткните сюда", которые набирают по 300-500 комментариев.


Стыд и срам, по-моему, что такие вот журналы, как лебедевский, и формируют неприглядное лицо отечественной блогосферы.
Он и сам отчасти виноват, что «подкармливает» дебилов.


Да, я согласна с тем, что не надо поощрять в людях плохое. Лебедевский журнал для меня ещё раз подтверждает теорию разбитого окна.


Очень интересная, развернутая рецензия, спасибо! Я правда, не интересуюсь жж и блогами, никогда этим не занималась, оказывается про это книги пишут:)) Очень неожиданно для меня.


В рецензии мне очень понравился пассаж о двух интонациях, двух позициях, с которой можно рассказывать о людях. laisse, спасибо, хорошо сформулировали! Я часто ссылалась на это, когда пыталась кому-нибудь объяснить, почему мне нравится или не нравится тот или иной автор, например: "Ну, не нравится мне Улицкая... — Да почему, почему? Она же так классно пишет! — Она людей не любит..."
Со стороны посмотреть: что ещё за дурацкий критерий писательского мастерства? Нет, зачастую это бывает важнее самого изящного слога, самых завлекательных сюжетов, самой тонкой психологии.


Да, это и есть самое важное. Мне кажется, что не только в литературе, но и в жизни. И вовсе этот критерий не дурацкий)
Вам спасибо за понимание)


о, как мне интересно Вас читать!!!мммм


Спасибо:)


в школе и вдалбливали в голову, что никакое это не самоубийство




Да? Сейчас ТАКАЯ официальная версия? Как-то это мимо меня прошло. Я помню только время, когда обсуждали версию убийства.


Кажется, все-таки не официальная. Я в школьные годы ходила на олимпиады по литературе, учительница со мной занималась дополнительно. И она говорила, мол на уроке я вам, конечно, говорю про самоубийство, но вы же понимаете, что так просто ничего не бывает... Так что, может быть, это ее персональная паранойя:)


Спасибо! Очень понравилась рецензия! Увлекательно и не очень длинно. :) И что-то мне подсказывает, что Ваша рецензия намного интересней книги ;)


не думаю, что это так, но все равно спасибо:)