Больше рецензий

Lenisan

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

21 марта 2019 г. 13:09

353

4 Золушка, Иванушка и другие

Внезапно увлекательное чтение!
Мелетинский, конечно, хорош, но в "Поэтике мифа" был куда более сухим и даже занудным. Пробивалась с трудом. А вот "Герой волшебной сказки" - совершенно другое дело. За исключением самого начала, в котором обосновывается актуальность работы и рассматриваются труды других учёных на ту же тему, и заключения, где кратко повторяется вся книга (эти части, сами понимаете, не для увеселительного чтения, а для пущей серьёзности) - так вот, за их исключением, от "Героя волшебной сказки" не оторваться.

Нет, правда. Рассматривая центральных героев народной волшебной сказки, Мелетинский даёт такие захватывающие экскурсы в историю, культуру и мифологию самых разных народов, от русского крестьянина до аборигена Океании, такие удивительные пересказывает сказки этих народов, что хоть разорвись - хочется немедленно углубиться во все затронутые темы. Уровень подготовки читателя может быть любым, здесь всё просто и понятно, без зауми - но при этом чувствуется, какие огромные глыбы информации приходилось переворачивать автору при написании. И твои представления о прошлом, о сказках, о фольклоре - особенно если знаний по истории у тебя маловато! - тоже переворачиваются.

Например, минорат - древняя традиция, согласно которой всё наследство после умерших родителей передавалось младшему ребёнку. Да меня просто поразило существование минората! Я ничего об этом не знала раньше. А уж о том, что и на Руси был минорат - представить нашего, насквозь патриархального крестьянина, как того, кто прежде, в незапамятные времена, всё нажитое имущество оставлял вовсе не старшему сыну... Наверное, я выгляжу, как изобретатель велосипеда, но для меня вся глава, посвящённая идеализации младшего брата в сказках (что, по мнению Мелетинского, основывается на борьбе минората с майоратом, преимуществом старшего) стала откровением, и я после каждой страницы восклицала "ого-го!" и бежала делиться новым знанием с Демоном. А мифология Океании, со всеми этими труднопроизносимыми духами! А ирландские сказки, от которых кровь стынет в жилах и глаза лезут на лоб! Вот моя любимая, держите:

...мачеха колдовским заклинанием превратила падчерицу в коровий желудок. Падчерица тоже наложила на неё страшное заклятие: мачеха должна умереть, если не снимет своё заклятие. Тогда мачеха объявила, что коровий желудок будет расколдован, если выйдет замуж за короля.

Коровий желудок поступил в подпаски к старику и погнал скот на поле короля. Разгневанный король, встретив стадо, бросился на коровий желудок, чтоб его уничтожить. Но желудок ловко запутал короля кишками, так что тот не мог пошевельнуться, и потребовал, чтобы король на нём женился. В противном случае коровий желудок угрожал убить короля и опустошить страну. Королю пришлось согласиться. В брачную ночь героиня была расколдована.

Представляете, кровавый кусок плоти обёртывает вас кишками и требует: "Возьми меня!" - в жёны, в жёны возьми. Короче, это нечто.

Ладно, слила основные впечатления, можно чуть-чуть конкретики. Итак, "Герой волшебной сказки" рассматривает становление самых популярных сказочных образов - бедного сиротки, младшего брата, падчерицы, Иванушки-дурачка и его аналогов, "героев, не подающих надежд". При этом Мелетинский полемизирует со многими известными исследователями сказок, и лично мне его построения кажутся более убедительными. Происхождение всех этих образов он рассматривает диалектически, как борьбу между старым и новым в жизни народа - причём симпатии народа всегда на стороне прежнего уклада, прежних правил. Борьба, конфликт необходимы, чтобы родился яркий, популярный персонаж. Образ обделённого сироты появляется, когда разлагается Род и появляется малая Семья. В роду не может быть сироты, мать и отца заменяет многочисленная родня, и даже словом "мать" могут называться сразу все ближайшие старшие родственницы. Сирота появляется вместе с выделением семьи, становясь "и продуктом, и жертвой" нового жизненного уклада. При этом разрушители рода, нарушающие прежние правила в угоду новым, показаны злодеями, а сирота идеализируется - то есть понятно, кому народ симпатизирует. Это я кратенько, чтобы передать общую мысль. Примерно с той же позиции рассматриваются остальные персонажи, хотя обстоятельства их "рождения" разнятся в мелочах. Интереснее всего, пожалуй, "герои, не подающие надежд" - но вообще каждая тема вызывает любопытство.

Как я уже говорила, прилагается уйма сказок, иллюстрирующих главные тезисы, серьёзная, но не занудная, аргументация, и масса интересной информации о самых разных аспектах культуры и истории народов мира. Прекрасная работа, прекрасная книга для читателя любого уровня.

Комментарии


Интересно, спасибо :)


Всегда пожалуйста)