Больше рецензий

NinaKoshka21

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

20 марта 2019 г. 08:24

1K

4 Есть только один предмет для наблюдения: Жизнь.

Прелюбопытнейшая новелла из цикла об эмиграции. На мой взгляд, в ней нерва больше, чем в прилизанном, прочищенном, продезинфицированном романе «Эмигранты».
Фантазии и реальности эмигрантской жизни без денег, без имущества, без родной земли и без профессии. И даже имения, приносящего доход, небольшой, но доход, тоже уже нет. Революция все отобрала. Русских после революции, тех, кто проживал в эмиграции в Париже, ненавидят, их боятся, они здесь лишние. У них два пути стать агентами (если повезет) чекистов, попасть в услужение к богатым французам, но кому они нужны, а женщины, ну, их путь трагически прописан.
Но у них есть кажущаяся свобода. Они никому не нужны, потому на их свободу никто не посягает.
Вот – солнце, папироса, идеальное состояние. А что еще ждать? Добра? С чем его едят? Чести? За честь деньги надо платить.
- И все равно здесь хорошо. Курю. Пью кофе с ликером,- фантазирует герой новеллы, пишущий свою историю.

Человек должен в начале начал сам себе наплевать в душу; вынесет, тогда – владыка, шагай по согнутым спинам!


Ему тридцать четыре года. Он умен и талантлив. В готском альманахе записан его род. Он имеет свирепое право на жизнь.

А что на деле – Революция и Рассея расползлась великим киселем.

А потом ахнул и октябрьский переворот. Уголка не было в Париже, где бы в тебя не плюнули. А когда большевики объявили, что долгов платить не станут, - французы даже растерялись: такой сумасшедшей наглости не было с рождества Христова. По- русски говорить было нельзя – били.
Земля зашаталась. Одни миражи.

Если в комнату к тебе входит зверь, если в душу твою входит бес? – крестом его, поленом, каблуками, а потом – ножки вытри о половичок.


Во имя чего? Во имя самого себя. Достаточное основание? Я есть я, единственная материальная точка.

Горькое произведение, надрывное, прочувствованное. Опубликовано в 1923 году в сборнике «Петроград» и отдельной книжкой в издательстве Благово в Берлине.

Комментарии


Если в комнату к тебе входит зверь, если в душу твою входит бес? – крестом его, поленом, каблуками, а потом – ножки вытри о половичок.

И правда, во имя чего? Так и не узнать себя можно во тьме: сам зайдёшь в комнату и не узнаешь себя в зеркале: словно кто-то ещё зашёл за тобой...

Есть только один предмет для наблюдения: Жизнь

У Камю в дневниках хорошо написано: Бодлер писал, что жить нужно перед зеркалом.. это легко. Но вот умирать перед зеркалом...


У Камю в дневниках хорошо написано: Бодлер писал, что жить нужно перед зеркалом.. это легко. Но вот умирать перед зеркалом...

Саша, а ты сам как относишься к зеркалам ?
Чем больше читаешь о них, тем сильнее боишься.
В них сосредоточена вся мистика того, другого мира.
А сама "Рукопись" очень сильная новелла. Горькая пилюля и поныне.


Иногда они наводят ужас... Помнишь Чёрного человека Есенина? Это всегда разговор с собой. другой вопрос - чем говорить....
Мистика? да просто в самой идее зеркальности, как двойственности, отражающей насильно другие вещи и нас - есть нечто безумное, проникающее в наше бессознательное. А в нём нет чётких очертаний, границ: человек называет это мистикой, пока.

Вот этот ранний стих Набокова нравится. Этот образ потом в его Даре мелькнёт.

Ясное, гладкое зеркало, утром, по улице длинной,
будто святыню везли, туча белелась на миг
в синем глубоком стекле, и по сини порою мелькала
ласточка черной стрелой... Было так чисто оно,
так чисто, что самые звуки, казалось, могли отразиться.
Мимо меня провезли этот осколок живой
вешнего неба, и там, на изгибе улицы дальнем,
солнце нырнуло в него: видел я огненный всплеск.

О, мое сердце прозрачное, так ведь и ты отражало
в дивные давние дни солнце, и тучи, и птиц!
Зеркало ныне висит в сенях гостиницы пестрой;
люди проходят, спешат, смотрятся мельком в него.


Дивный стих Набокова, уже сокрушающий, уже со своим собственным увиденным случайно осколком - и живого неба, и огненного всплеска солнца.
Стихи Набокова - просто отдельная тема. Бездонная.


Да,страшно,когда раньше " был влит в скалу", а теперь " за спиной холод и пустота". И картина окончания войны: ради чего эти миллионы жертв? Цветы " из обёрточной бумаги", дешёвые папиросы,которые американцы кидают из окна,как подачку собаке... Тяжёлое произведение. После Вашей рецензии писать уже нет смысла,все уже сказано.


Да, тяжелая конструкция - ПРАВДА...
И писать правдиво всегда тяжело и напряжно, и только великим, талантливым и не пугающимся своей Тени это удается.
Бесспорно, у Алексея Толстого тоже было все непросто в жизни, той жизни которая обломилась, но он все же сумел донести до нас тончайшие оттенки отчаяния и немоту души.
Спасибо, Екатерина, что заметили рукопись...