Больше рецензий

TozziCrownless

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

17 марта 2019 г. 23:05

1K

5

Вот пришла мне такая фантазия – активности в этом году максимально возможно закрывать детективами. И разным нонфикшеном в придачу. Пока получается, упиваюсь чтением любимого жанра.
Где-то я прочла, что книги Николаса Блейка делятся на две части – «Чудовище должно умереть» и все остальные. Согласна, так оно и есть. Роман совершенно потрясающий и резко отличается от всех остальных – здесь и мотивы французского психологического детектива а-ля Буало-Нарсежак, и притча о добре и зле, о границах допустимого, и рвущая душу трагедия, и комедия, и философские рассуждения на тему убийства одного ради блага многих. Плюс собственно детектив.
«Чудовище…» начинается не вполне обычно для классического детектива: «Я собираюсь убить человека. И хотя я не знаю его имени, не знаю, где он живет и как выглядит, я собираюсь найти его и убить…»
Автор детективных романов Феликс Лейн собирается найти и уничтожить субъекта, который сбил насмерть его маленького сына Марти и умчался не остановившись. Полиция очень старалась, но …. И Феликсу пришлось применить на практике, а не только в своих рассказах дедуктивный метод. Причем успешно – на преступника он вышел очень быстро. Но странно счетчик в моём ридере показал, что прочитано чуть больше 20 % от объёма. Что же там ещё читать, ведь уже всё? Но нет, автор ещё не один раз перевернет все с ног на голову и обратно, так что остаётся только молча ахать и восхищаться.
Этот тип действительно оказался чудовищем «Джордж представлял собой тип домашнего тирана, чей скверный характер проявляется в полную мощь, когда его окружают люди зависимые. Анахронизм, а не человек, черствый и жестокий. Джордж сошел бы за своего среди дикарей, из него вышел бы отличный морской волк или надсмотрщик над рабами. Однако в образованном обществе такому негде себя проявить, и всю нерастраченную жестокость он обращает на домочадцев». Что творится в той семейке – это кошмар и не просто ужас, а ужас-ужас. Так что сократить земной путь такому монстру представляется делом совершенно благим (одна из популярных тем золотого века – о допустимости убийства ради общего блага, да, своего рода вариации на тему «Тварь ли я дрожащая…»). Лейн тщательно планирует свою акцию, обдумывая всё до мелочей, потому что быть пойманным в его планы не входит – он ведь всего лишь хочет совершить правосудие и акт милосердия в одном флаконе (по отношению к домочадцам). Но учитывая личность Джорджа, эта светлая мысль пришла в голову не только Лейну – пока он планировал, кто-то его опередил, чудовище убито. Так что Лейн оказался в довольно щекотливом положении. И это далеко не последний сюрприз, что нас ждет.
Автор дал ответ на вопросы, допустимо ли лишить жизни человеческое существо (каким бы оно ни было), о свершении правосудия своими руками это не принесет пользы ни остальным, ни самому убийце, а лишь повлечет за собой новое зло. Трагический финал указывает на это однозначно.
Роман этот действительно шедевр, читается на одном дыхании. И просто удивительно, что это одна из первых книг автора (четвёртая, если точно), тем не менее она отличается сложной композицией и многослойностью. (Такое закрутить, просто блеск!).
И ещё несколько слов.
Николас Блейк – настоящее его имя Сесиль Дей-Льюис, был уже очень известным поэтом, когда стал писать детективы. В нескольких источниках утверждается, что он просто не видел другого способа заработать 100 фунтов, чтобы отремонтировать крышу своего дома. Всего детективов он написал около двух десятков, перевели примерно половину.
«Чудовище…» написано в 1938 году, в 1968 по мотивам вышла экранизация Клода Шаброля «Пусть зверь умрёт».