Больше рецензий

_Yurgen_

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

17 марта 2019 г. 12:18

1K

4 «Жизнь принижает»

«Столица Франции являла собой величайшую ярмарку тщеславия, пожалуй единственную в мире!»

(С. 9).

Роман «Свидание в аду», последняя часть трилогии «Конец людей», завершающая описание нравов Франции между двумя мировыми войнами. Кстати, это единственное произведение из цикла, не экранизированное режиссёром
Э. Молинаро в 1989 году.

Морис Дрюон повествует о выходе в свет четвертого поколения семьи Шудлер, Жана-Ноэля и Мари-Анж. Правда, никаких радостных перспектив этим двум юным существам жизнь не сулит: они наследуют только жалкие крохи гигантского состояния, лопнувшего по вине их деда. Брат и сестра представляют собой наглядную иллюстрацию того, что вырастает в обеспеченных семьях, наполненных тиранией и подлостью старшего поколения.

Одновременно в центре внимания автора оказывается победительный Симон Лашом, сквозная фигура трилогии: он достигает вершин своей карьеры, но и его ждёт тяжелейшее испытание в жизни. Раскрыты разные по качеству отношения Лашома и его двух любовниц.

Дрюон подвергает главных героев серьёзным искушениям, которых они, как правило, не выдерживают; иногда создаётся впечатления, что автор даже любуется падением несчастных, настолько подробно и не без изящества описаны некоторые сомнительные в глазах моралистов эпизоды.

«Да, всё здесь было весьма зыбко, весьма неопределенно… В этих отношениях нелегко было провести грань между привлекательным и отвратительным, допустимым и недопустимым, между достойным и унизительным, между приличным и неприличным»

(С. 163).

Преуспевающие персонажи побеждают только в сиюминутном, так как их достижения существют в мире, где нет места гуманистическим началам.